Интересное
Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

60 лет Театру на Литейном!

60 лет Театру на Литейном!

В 1909 году в Манеже Шереметьевского дворца по адресу Литейный, 51 впервые открылся театр, который назывался «Литейным». В разное время театр носил соответствующие времени названия: Литейный театр, Театр ужасов и веселья, Мозаика, Литейный интимный театр, Передвижной театр П.

В 1909 году в Манеже Шереметьевского дворца по адресу Литейный, 51 впервые открылся театр, который назывался «Литейным». В разное время театр носил соответствующие времени названия: Литейный театр, Театр ужасов и веселья, Мозаика, Литейный интимный театр, Передвижной театр П.П.Гайдебурова и Н.Ф. Скарской, Театр рабочей молодежи (ТРАМ), Первый рабочий театр Пролеткульта, Театр Ленинградского Областного совета профсоюзов (ЛОСПС).

История же нынешнего Театра на Литейном начинается с 1944 года, когда Решением Исполнительного комитета Ленинградского Совета депутатов трудящихся от 9 сентября был образован Ленинградский областной гастрольный театр при Областном Управлении по делам искусств на основе театра-студии под руководством А.Б. Винера, позднее ставшего Областным театром драмы и комедии – ныне Театр на Литейном.

В истории театра немало славных страниц, связанных с громкими именами и началом творческого пути лучших режиссеров России. Здесь начинали Лев Додин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Евгений Шифферс, Ефим Падве, и многие другие. В 1991 году Театр на Литейном открыл новую страницу своей истории. На афишах спектакля «Скупой» Геннадия Тростянецкого появилось новое название театра – Театр на Литейном.

Театр на Литейном по праву может гордиться сегодняшним днем. С приходом в 1997 году нового художественного руководителя Александра Гетмана, театр изменил свою художественную политику. Отказ от института главного режиссера, повлек за собой активное привлечение в театр не только ярких представителей петербургской режиссуры, но и молодых, подающих надежды постановщиков. В 2002 г. открылась «Мастерская Театра на Литейном», где пробуют свои силы молодые режиссеры и актеры. Первый же спектакль Мастерской – «Эдип-царь» - громко заявил о новых именах современного петербургского театра.

В репертуаре театра спектакли ведущих режиссеров Петербурга Александра Галибина, Юрия Бутусова, Григория Козлова, Григория Дитятковского. В 1998 году спектакль Клима «Луна для пасынков судьбы» Ю.О’Нила получил высшую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Приз критики». В 2001 году спектакль «Потерянные в звездах. Lost in the stars» в постановке Григория Дитятковского по пьесе Х.Левина «Торговцы резиной» получил «Золотую маску» сразу в двух номинациях — «Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая работа режиссера». В 2003 году «Специальный приз жюри драматического театра» Высшей национальной театральной премии «Золотая маска» был присужден спектаклю «Эдип-царь» Андрея Прикотенко. Спектакль «Лес» в 1998 г. был удостоен Государственной премии России в области искусства. Лауреатами стали и его создатели: Григорий Козлов, Александр Орлов, Татьяна Ткач, Татьяна Щуко, Евгений Меркурьев, Алексей Девотченко и Александр Баргман.

22 октября Театр на Литейном открывает юбилейный сезон декадой лучших спектаклей. В нее войдут следующие спектакли: «Лес», «Потерянные в звездах. The lost in the stars», «Эдип-царь» и премьеры последних сезонов «С любимыми не расставайтесь», «Дуэль», «Слуга двух господ», «История одного убийства».

И, конечно же, в юбилейном сезоне театр представит вниманию зрителей свои новые работы.

В конце ноября 2004 года Театр предложит вашему вниманию премьеру спектакля Андрей Прикотенко «Антигона». Идея создать «фиванский цикл», включающий в себя всю трилогию Софокла», возникла давно, уже во время репетиций «Эдипа». В новый спектакль войдут две пьесы Софокла: «Эдип в Колоне» и «Антигона». История царя Эдипа, который решился на собственное ослепление, узнав о том, что стал убийцей отца и мужем матери, не закончилась. Изгнанный из Фив своими сыновьями и Креонтом, опираясь на руку дочери Антигоны, Эдип, приходит в Колон, чтобы умереть. Ведь боги объявили, что его могила сделает непобедимой ту землю, в которой он будет похоронен. Эдип решает предоставить это благо Афинам, наложив проклятие на Креонта и родных сыновей, изгнавших его. А в Фивах идет борьба за власть между родными братьями. Сын Эдипа Полиник является просить помощи отца против собственного брата, захватившего власть в Фивах. Эдип проклинает обоих сыновей. Антигоне, после исчезновения Эдипа, суждено возвратиться в Фивы, где идет братоубийственная война. Убиты оба ее брата. По приказу Креонта один из них признан предателем, и тело его не предано земле, а отдано во власть стервятников и бродячих псов. Юная Антигона вопреки приказу нового правителя Фив Креонта, решается похоронить брата, и восстановить закон древних обычаев. Антигона презирает угрозы правителя, и ее приговаривают к смерти. Но и на этом не оканчивается кровавая история проклятого государства. Вслед за своей невестой умирает и ее жених Гемон – сын Креонта. Но ни уговоры, ни смерть родного сына не могут остановить правителя в стремлении к безграничной власти над человеком и его судьбой.

Историю кровавых преступлений Кадмова рода зрителю расскажут Ксения Раппопорт, Мария Лобачева, Тарас Бибич, Игорь Ботвин, Джулиано ди Капуа, Николай Горбунов и др.

В конце января – начале февраля 2005 года состоится премьера спектакля «Вся жизнь впереди» по одноименному роману Эмиля Ажара в постановке Анатолия Праудина с участием з.а. России Ольги Самошиной, Романа Габрия (студент СПГАТИ, курс Г.Козлова), з.а. России Вячеслава Захарова, з.а. России Александра Жданова, н.а. России Анатолия Узденскиого и других артистов театра.

Пьеса на основе романа Эмиля Ажара «Вся жизнь впереди» рассказывает о послевоенной Франции, каждодневной действительности людей, волею судьбы отверженных жизнью, в которой ослепительно светит солнце, и летают большие белые птицы над головой. Перед каждым из них стоит трудная и почти невыполнимая задача – быть счастливыми. В жизни, в которой дети, брошенные матерью проституткой и отцом убийцей, жаждут внимания и любви, и мечтают, чтобы самые близкие им люди вдруг превратились в клоунов, «ведь они никогда не умирают». Юродивые, поющие арии из классических опер и умирающие от передозировки наркотиками, сутенеры, женщины, торгующие своим телом… У них у всех жизнь впереди, но «жизнь – это штука не для каждого»… Арабчонок Момо воспитанник мадам Розы – старой шлюхи, которая ныне содержит приют для детей проституток, вовремя не успевших избавиться от нежелательной по долгу профессии беременности – мечтает поехать в Ниццу, в город лазурного моря, веселых уличных празднеств, мечтает стать человеком, который мог бы диктовать свои условия правителям государств, чтобы заявить о себе. Мадам Роза, прошедшая через ужас Освенцима, безнадежно больна и одинока. У нее есть свой островок свободы – маленький подвал с припасами, маленький собственный Израиль – обетованная земля, где ей свободно и легко дышится. И ей суждено умереть именно здесь. И это ее выбор и выбор юного, только вступающего в жизнь Момо… Но какой будет его жизнь?

На март-апрель 2005 года намечена постановка спектакля «Любовь и смерть Зинаиды Райх». Пьеса Валерия Семеновского основана на документальных материалах. Это рассказ о трагической судьбе великой женщины, мужьями которой были два великих человека: Мейерхольд и Есенин. Постановку осуществит московский режиссер Виктор Рыжаков. Его спектакль «Кислород» стал открытием прошлого сезона и получил «Золотую маску» в номинации «Новация».

Театр начинает работу над новым проектом. Литературным материалом к этой постановке послужит «Пышка» Ги де Мопассана. В работе над спектаклем примут участие: Валерий Семеновский – драматургическое либретто, Евгений Федоров (лидер группы TEQUILAJAZZZ) – музыкальная драматургия, Владислав Пази – режиссура.

Не прекращает свою работу и «Мастерская Театра на Литейном». Начинает работу над новым спектаклем «Смешные жеманницы» Ж.-Б. Мольера выпускник Школы-Студии МХАТ, курс Камы Гинкаса Антон Коваленко. Репетируют выпускники СПбГАТИ, курса Геннадия Тростянецкого, молодежь Театра на Литейном готовит к показу самостоятельные работы. Что из этого мы сможем предложить своему зрителю пока не известно. Но мы надеемся, что молодые имена вновь возникнут на афишах Театра на Литейном и, станут известны всем, как имена Додина, Гинкаса, Яновской и всех тех, кто впервые предстал перед зрительским судом на сцене Театра на Литейном.