Вся продукция, появляющаяся на полках наших магазинов, обязательно проходит экспертизу по целому перечню критериев, особенно — по безопасности. По результатам испытаний эксперты решают, можно ли выпускать их на рынок.
Об их итогах может свидетельствовать маркировка ГОСТ или ГОСТ Р на упаковке товара. Разница в том, что первый — межгосударственный стандарт, а второй — внутрироссийский.
Являются ли заветные буквы единственной визуальной гарантией качества, и что делать, если их нет, «Городовому» пояснила старший преподаватель МГТУ «Станкин», автор канала про качество и стандартизацию «Дневник качества» Анастасия Мороз:
«В основном, маркировке ГОСТ уделяют внимание потребители старшего поколения. Однако этот критерий выбора продукта может “проигрывать” критерию “стоимость”.
Сейчас стало более популярно выбирать продукцию по критерию экологичности. Здесь потребитель может больше обращать внимание на экологичную упаковку, нежели на ГОСТ/ГОСТ Р.
Поколения потребителей меняются».
Экология стоит денег, а пожилые не всегда могут переплачивать. Поэтому ищут аббревиатуру ГОСТ на упаковке сейчас в основном люди 65+, выросшие в советскую эпоху.
А более молодые россияне обращают внимания на экологичность. И таких сейчас, по оценкам Национального исследовательского университета ВШЭ, 40% от общего количества покупателей.
«Более того, большинство ГОСТ/ГОСТ Р в России — добровольные. То есть потребитель может и не найти маркировку ГОСТ на продукции, и это нормально.
Технические регламенты в необходимом объеме обеспечивают безопасность», — считает эксперт.