Как в Москве и Петербурге работают постановления о согласовании стрит-арта

Как в Москве и Петербурге работают постановления о согласовании стрит-арта

Скандал вокруг возможной ликвидации граффити с поэтом Даниилом Хармсом актуализировал проблему с ситуацией со стрит-артом в Петербурге в целом. Главной причиной для устранения объекта чиновники называют его «незаконность», ссылаясь на процедуру согласования. Наша редакция сравнила, как этот процесс проходит в Петербурге и Москве.

Дзержинский районный суд Петербурга 5 апреля принял иск администрации Центрального района с требованием устранить граффити Даниила Хармса с фасада дома, где поэт прожил около 15 лет. Жители требуют сохранить рисунок, появившийся здесь еще в 2016, для чего создали обращение на имя губернатора города. На момент написания этой статьи петиция набрала более 25 тысяч подписей петербуржцев.

В День космонавтики, 12 апреля, петербургские коммунальщики уничтожили граффити за авторством арт-группы «Явь». Рисунок просуществовал всего два часа, а городские службы установили новый антирекорд по скорости ликвидации. Ранее были уничтожены изображение поэта Иосифа Бродского, многие работы арты-группы «Явь», закрашены портреты Юрия Шевчука, Сергея Бодрова, рисунок, посвященный Виктору Цою, изображения Ивана Васильевича и Конфуция.

Текущая ситуация с граффити в Петербурге связана с позицией Комитета по градостроительству и его главы Владимира Григорьева, который напрямую заявляет о своем неприятии этого вида искусства. Тем не менее, сохранить свое произведение художники могут, пройдя длительный процесс согласования. В Москве действует похожая процедура, но чиновники в столице работают гораздо быстрее петербургских.

Москва и Петербург

Обе столицы имеют порядок согласования граффити, который описан в соответствующих постановлениях.

В Москве процедура описана в постановлении №877 от 16 июля 2019 года. Более доступный вариант опубликован на сайте mos.ru. Согласование состоит из нескольких этапов: подача документов в Департамент ЖКХ города Москвы, получение согласия собственников или жильцов здания, получение техзаключения о состоянии стены, разработка проекта граффити и написание пояснительной записки. Процедура аналогична, если автор хочет согласовать уже имеющееся граффити.

Пакет документов необходимо передать в Департамент ЖКХ города Москвы. Далее в течение 30 рабочих дней заявка рассматривается в шести столичных департаментах и после ее одобрения автор получает право разместить граффити на фасаде здания. В течение шести месяцев с начала 2020 года благодаря принятому постановлению было узаконено более 600 граффити. Среди них – герои СССР, краснокнижные животные и прочее.

В Петербурге процесс согласования граффити регулируется постановлением №961 от 9 ноября 2016 года, а его упрощенная версия опубликована на сайте Комитета по молодежной политике. Примечательно, что пояснения опубликовал не Комитет по градостроительству и архитектуре, в чьи прямые обязанности и входит согласования арт-объектов.

Согласно памятке, художнику также необходимо согласовать эскиз будущего граффити с собственником или жильцами здания. Далее пишется заявление в Отдел делопроизводства КГА, к которому прикладываются эскиз и необходимые документы. После согласуется проект благоустройства и снова подаются бумаги в Отдел делопроизводства КГА. Далее художник договаривается с собственником о дате и времени нанесения рисунка и наносит граффити в присутствии представителя собственника. По завершении работ необходимо отправить уведомление о завершении работ и фотографию в КГА.

На первый взгляд процедура не выглядит сложной, однако в Петербурге вопрос размещения граффити также регулируется законом «О благоустройстве в Санкт-Петербурге», из-за чего стрит-арт расценивается чиновниками как объект монументального искусства, такой, как памятник, стела, обелиск, колонна и прочее. За все время с момента подписания постановления в Северной столице согласовали только одного граффити – небольшое изображение щита и меча на заброшенной трансформаторной будке по улице Тульская, 3.

Авторы отмечают, что процесс «легализации» с КГА небольшого изображения занял у них почти год, а добиться результата удалось только благодаря вниманию губернатора и Комитету по молодежной политике к проблеме.

«Почти год мы работали над официальным согласованием оформления изуродованных рекламой заброшенных электрических щитков. Зимой мы показали щитки лично ВРИО губернатора Беглову и председателю комитета по молодежной политике Аблец», - отмечается в сообщении.

Помощь непрофильного органа

Альтернативу предлагает Комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга. «Городовой» выяснил, что ведомство поможет согласовать нанесение рисунка на стену, но только в том случае, если здание находится в подчинении комитета. При этом разместить объект снаружи не получится - в июне 2020 года художники по просьбе комитета нарисовали граффити во внутренних помещениях. При этом ведомство не может выдавать разрешения на закрашивание стены здания, поскольку эта область находиться под юрисдикцией КГА.

«Там изначально не планировалось наносить рисунок на фасаде. Это мы делали сами, молодежь наносила. Художники вышли к нам, сказали – «мы хотим граффити сделать». Но это было одно из наших подведомственных заведений. Поскольку оно в собственности администрации находится, либо если это наш конкретный подвед и наша юрисдикция, нужно согласование немножко другое. А нанесение на фасады, это уже другой комитет занимается, и мы не можем ни как влиять, мы можем только помочь, показать, что это возможно», - рассказала «Городовому» пресс-секретарь комитета Татьяна Лебедева.

Сейчас Комитет по молодежной политике дорабатывает уже опубликованную памятку с целью облегчения для художников процесса согласования граффити. Однако проходить всю процедуру авторам все равно придется через КГА, который в конце, вероятнее всего, откажет.

Позиция Григорьева

Эта ситуация связана с главным архитектором Петербурга Владимиром Григорьевым, который не приемлет и не понимает уличное искусство. Это подтверждается не только в его интервью местным изданиям, но и действиями. В беседе со СМИ он не раз говорил, что выступает против граффити.

«Давайте разделим граффити и монументальное искусство. Я за монументальное искусство на фасадах, но я против граффити, потому что это явление протестное, самовольное, по своей природе не терпящее никакого контроля и не имеющее даже никакого замысла: человек выходит с баллончиком и только приблизительно знает, что ему захочется рисовать», - говорил Григорьев в интервью 2020 года.

В статье от 2018 года он заявлял, что в КГА «каждый день ломают голову» над упрощением процедуры согласования граффити. Видимо, что спустя несколько лет в Комитете ничего не придумали, поскольку стрит-арт в Петербурге продолжают уничтожать.

КГА против

Очевидно, что за годы руководства КГА Григорьев выстроил сложнейшую бюрократическую систему, проходить которую согласиться не каждый. Даже коллеги чиновника из Комитета по молодежной политике не могут выдать разрешение на размещение граффити в обход главного архитектора, но предлагают авторам хоть какую-то альтернативу.

В ближайшее время в Петербурге может исчезнуть граффити с Хармсом. Власти Центрального района, где находится рисунок, ссылаются на процедуру «узаконивания» объекта, согласно которой портрет в любом случае будет уничтожен. В Москве утвержден способ, при котором можно «узаконить» уже существующий объект. В Петербурге, согласно действующему законодательству, старое граффити подлежит уничтожению, однако авторы могут восстановить его, если смогут пройти процедуру согласования в КГА. Комитет же, как показывает опыт, отклоняет заявления или же затягивает процесс, поэтому уверенности в том, что портрет Хармса будет восстановлен, нет.