Во многих сказках есть волшебные вещицы, которые сильно облегчают путь героев. Будь-то сапоги-скороходы или шапка-невидимка. Однако один магический атрибут должен вызывать вовсе не ощущение чуда, а оторопь. Речь о всем известной скатерти-самобранке.
Как скатерть-самобранка связана с загробным миром
Некоторые исследователи фольклора полагают, что скатерть, которая способна вмиг предоставить любые яства, а затем еще и все прибрать, попадает к герою явно не из мира людей. Ведь такого изобилия не может существовать в реальности.
«Там, в стране мертвых, никогда не прекращается еда. Если принести такую еду оттуда, то еда эта и на земле никогда не будет исчерпана. Отсюда — скатерть-самобранка», — объясняет Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки».
Более того, впоследствии из-за этой самой скатерти герой и погибает. Например, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Ивана убивают его собственные братья, чтобы забрать трофей. Воскресить его помогает только живая вода.
Есть и более пугающее мнение о том, что страдающий герой, вкусив пищи со скатерти-самобранки, на самом деле умирает. А все дальнейшие приключения происходят с ним уже на том свете. Будто бы в счастливый конец после смерти поверить проще, чем в реальности.
Другие трактовки
Существуют и другая версия, объясняющая природу волшебного атрибута. Якобы его можно получить в награду за тяжелый и упорный труд. Если же скатертью-самобранкой завладеет нечистый на руку человек, то его неизбежно ждет расплата.
В этом можно проследить аналогию с крестьянским трудом на полях: хорошо постарался — хорошо поешь. А тех, кто попытается воспользоваться плодами чужой работы, ждет кара свыше.