В дореволюционном Петербурге и даже значительную часть советского периода центральное отопление было роскошью, доступной далеко не всем.
Большинство жилых домов, особенно доходных, отапливались печами.
Печь была не просто функциональным элементом, она была центром притяжения в квартире — источником тепла в холодные петербургские зимы, местом, где собиралась семья.
Ее тепло создавало уют, вокруг нее строился быт. От ее состояния зависел комфорт и даже здоровье обитателей.
И часто эти печи были не просто кирпичной кладкой, а настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства, облицованными изразцами.
Кирпич, глина и жар: как работала печь
Устройство печи, кажущееся простым, на деле требовало мастерства трубочиста и печника. Основные принципы были общими для большинства типов:
-
Топка: камера, где сжигалось топливо (обычно дрова, реже уголь).
-
Дымоходы (каналы): сложная система внутренних каналов, по которым горячий воздух и дым циркулировали внутри массива печи, прежде чем уйти в дымовую трубу. Именно эта система позволяла печи максимально эффективно отдавать тепло.
-
Массив печи: основной объем, сложенный из кирпича и глины, облицованный изразцами. Массив нагревался горячим воздухом и затем медленно отдавал тепло в помещение на протяжении многих часов.
Процесс отопления требовал ежедневного внимания: нужно было вовремя и правильно затопить печь, следить за горением, закрыть задвижку, когда топливо прогорит, чтобы тепло не уходило в трубу, но и не угореть.
В больших многоквартирных домах система дымоходов была сложной, с общими стояками, требующими регулярной чистки от сажи.
От простого кирпича до глазурованной роскоши: эволюция печей
Печи в Петербурге эволюционировали вместе с архитектурными стилями и запросами владельцев.
От простых, оштукатуренных или побеленных кирпичных массивов в скромных квартирах до роскошных, богато декорированных изразцовых печей в парадных комнатах состоятельных домов.
-
Русские печи: в самых старых домах и на кухнях могли встречаться традиционные русские печи, массивные, часто побеленные, предназначенные не только для отопления, но и для приготовления пищи.
-
«Голландки» и «Шведки»: самыми распространенными в петербургских квартирах стали печи европейских типов — «голландки» (высокие, узкие, хорошо удерживающие тепло) и «шведки» (часто с плитой для готовки и лежанкой). Именно они чаще всего облицовывались изразцами.
-
Камины: в парадных залах или кабинетах могли устанавливать камины — они давали меньше тепла, но были символом статуса и создавали особую атмосферу. Камины также могли облицовываться изразцами или мрамором.
Азбука изразцов: о чем рассказывают плитки
Изразцы (глазурованные керамические плитки) — это то, что превращало печь из простого источника тепла в произведение искусства и носителя информации.
Изготовление изразцов было отдельным ремеслом, требующим художественного вкуса и технических навыков.
Изразцы могли рассказать о многом:
- Статус владельца: качество, сложность и количество изразцов прямо говорили о достатке и вкусе хозяина квартиры. Печи из дорогих, импортных или искусно расписанных изразцов стоили дорого.
- Эпоха и стиль: дизайн изразцов соответствовал архитектурному стилю здания и интерьеров квартиры.
В классицизме популярны были строгие белые или кремовые изразцы, иногда с рельефными античными сюжетами или орнаментами.
В эклектике встречалось большое разнообразие стилей, подражания разным эпохам.
Модерн принес изразцы с плавными линиями, растительными мотивами, изображениями ирисов, лилий, фантастических существ, а также изразцы насыщенных, «природных» цветов (зеленые, синие, коричневые).
- Символы и сюжеты: роспись на изразцах могла быть просто декоративной (орнаменты, цветы), но могла нести и символическое значение:
Цветы и растения: символ природы, красоты, жизни.
Птицы и животные: могли иметь разное значение в зависимости от вида (голуби — мир, совы — мудрость, львы — сила) или быть просто декоративными.
Мифологические сюжеты: встречаются на более ранних или парадных печах, отсылая к античности.
Жанровые сцены: реже, но могли изображать сценки из сельской жизни, пасторали — создавая ощущение уюта и идеализированного мира.
Изразцы не только украшали печь, но и увеличивали ее теплоотдачу и облегчали уход за поверхностью.
Печи как часть интерьера
Печи не стояли отдельно посреди комнаты. Они часто встраивались в стены или располагались в углах, становясь частью архитектурного решения комнаты.
Их форма и облицовка подбирались так, чтобы гармонировать с обоями, мебелью, лепниной. Богатые печи в парадных комнатах могли иметь специальные ниши для ваз или статуэток, полочки. В рабочих комнатах или спальнях печи были скромнее.
Угасающий жар: судьба печей сегодня
С массовым распространением центрального отопления в середине XX века большинство печей в петербургских квартирах перестали использоваться по прямому назначению.
Многие были разобраны за ненадобностью или как источник мусора и пыли. Дымовые каналы замурованы.
Однако значительное количество печей, особенно изразцовых, сохранилось. Их не стали ломать, потому что это было сложно, дорого, или потому что они представляли художественную ценность.
Сегодня старые печи в петербургских квартирах — это:
-
Сохраненные элементы интерьера: они стоят в комнатах как памятники прошлому, иногда используются как полки или просто как декоративный элемент.
-
Отреставрированные печи: в некоторых квартирах и музеях изразцовые печи были отреставрированы и даже (крайне редко) восстановлены для отопления.
-
Скрытые печи: в некоторых квартирах печи могли быть зашиты фанерой или гипсокартоном при ремонте, и их существование обнаруживается только при новых ремонтных работах.
Память в изразцах и тепле
Петербургские печи — это не просто старая система отопления, это важная часть бытовой истории города, его архитектуры и культуры.
Изразцы на печах — это своего рода «домашние фрески», рассказывающие о вкусах, моде, символах эпохи, о стремлении к красоте даже в самых утилитарных предметах.
Они хранят память о тепле домашнего очага, о вечерах, проведенных рядом, о звуках потрескивающих дров.
Сегодня они стоят как молчаливые свидетели прошлого, напоминая о том, что сердце старой петербургской квартиры билось в ритме огня, отражаясь в глазури их изразцов.