Так, в январе «Комбинат социального питания Колпинского района» подал сразу три иска к Комитету по госзаказу Петербурга. Из искового заявления следует, что при организации торгов для нескольких школ Колпинского района в конкурсную документацию были добавлены нетипичные требования к банковской гарантии. Из-за них городской комбинат был отстранён от торгов, а победителем стало предприятие «Артис-Детское питание».
Показательно, что ещё в декабре 2019 года Федеральная антимонопольная служба раскрыла так называемый колпинский картель. Сразу несколько компаний вступили в сговор с целью получения госконтрактов на школьное питание по максимально выгодным ценам. При этом контракты могли получать только члены картеля, так как чиновники районной администрации через юридическое бюро «Авангард» намеренно вносили в конкурсную документацию специфические требования, соответствовать которым могли только заранее проинформированные об этом компании. Основную часть контрактов по этой схеме получал комбинат «Артис-Детское питание».
Но даже в тех случаях, когда в конкурсной документации тендеров не появляется неожиданных требований, торги не проходят без проблем. Последней негативной тенденцией стало повсеместное использование демпинга. Крупные комбинаты настолько сильно занижают цену контрактов, что другие компании вынуждены отказываться от участия в аукционах или начинать работать себе в убыток.
Общественный активист по вопросам школьного питания Павел Бойченко связывает волну демпинга с увольнением Алексея Барабанщикова с поста руководителя Управления социального питания Петербурга.
«На данный момент работа, которая велась Управлением при Барабанщикове, практически парализована. Без эффективной работы УСП организаторы питания почувствуют безнаказанность и снова начнут нарушать законы и нормы. Мы уже можем видеть это по последним тендерам на организацию питания в школах, где демпинг на 70% стоимости уже практически стал нормой, тогда как предложение Барабанщикова оценивать компании по качественным критериям быстро отошло на задний план. Новые игроки на рынке есть, но их крайне немного, и пока они отметились только поражениями на торгах и исками в суды по поводу этого. Судить о качестве их работы за столь короткий промежуток времени не стоит», - рассказал Бойченко.
В настоящее время, по мнению активиста, правительство Петербурга не предпринимает каких-либо усилий для изменения сложившейся ситуации.
«Город, к сожалению, не делает ничего. Количество проверок не растёт, сумасшедший демпинг продолжается, администрации районов проводят тендеры с нарушениями, а суды принимают всё новые апелляции от участников картельных сговоров. Все мы видим, что у города сейчас полно других проблем, но ситуация в школьном питании, в отличие от снега, по весне не растает», - заявил Бойченко.
Алексей Барабанщиков возглавил Управление социального питания в начале 2020 года. Он сменил на этом посту Наталию Петрову, уволившуюся по собственному желанию вскоре после начала в ведомстве проверки Контрольно-счётной палаты. Проверка выявила как многомиллионные неоправданные траты, так и систематическое неисполнение руководством ведомства своих обязанностей. Так, при Петровой УСП не передавало в Роспотребнадзор и прокуратуру информацию о выявленных на предприятиях соцпита нарушениях.
Кроме того, именно при Петровой проводились торги, которые в дальнейшем легли в основу сразу нескольких дел Федеральной антимонопольной службы о массовых картельных сговорах на рынке социального питания Петербурга, в том числе с участием чиновников районных администраций.
Во главе УСП Барабанщиков предложил ряд инициатив, которые должны были стабилизировать городскую систему госзакупок соцпитания и поставить в равные условия всех участников рынка. Например, была начата разработка единой конкурсной документации для проведения торгов, что решило бы проблему «заказных» тендеров. Был разработан региональный Единый стандарт качества школьного питания, задачей которого было гарантировать всем петербургским школьникам еду высокого качества. С подачи Барабанщикова на наиболее проблемных школьных пищеблоках началась модернизация оборудования.
Эти и другие инновации могли бы вывести Петербург в лидеры по развитию детского социального питания, однако они не нашли поддержки со стороны Смольного. Как выяснилось в конце 2021 года, «дорожная карта» по проведению реформы соцпита даже не была подписана губернатором Александром Бегловым.
За бездействие Барабанщиков публично критиковал правительство Петербурга. После одного из резонансных интервью он был задержан и уволен. Суть вменяемых экс-чиновнику обвинений сводится к тому, что он помешал одному из комбинатов слишком сильно сэкономить на организации питания в школах Пушкинского района.
Вероятным инициатором произошедшего указывают «Фирму Флоридан», один из крупнейших частных комбинатов соцпита Петербурга. СМИ давно связывают его деятельность с упомянутой Наталией Петровой, до 2016 года офис предприятия даже находился в одном здании с УСП. Кроме того, на комбинате долгое время работала родственница Александра Захватова, неофициального спецпредставителя по контактам с бизнесом и близкого друга губернатора Александра Беглова.