Крах ОСАГО - социальная катастрофа для автомобилистов.

Крах ОСАГО - социальная катастрофа для автомобилистов.

Второй год действия обязательной "автогражданки" решит, выживет этот вид страхования или нет, считают страховщики. Для того чтобы ОСАГО прижилось, страховые компании готовы идти на компромиссы, усиливать слабые звенья и "расшивать" узкие места.

Второй год действия обязательной "автогражданки" решит, выживет этот вид страхования или нет, считают страховщики. Для того чтобы ОСАГО прижилось, страховые компании готовы идти на компромиссы, усиливать слабые звенья и "расшивать" узкие места. В этом им поможет опыт первого года "эксплуатации" закона. Если обязательное автострахование не спасти, то его крах, говорят страховщики, может обернуться социальной катастрофой для самих автомобилистов.

Несмотря на все недостатки действия системы обязательного автострахования, которые проявились в первый год действия закона, страховщики в один голос заявляют: появление ОСАГО в жизни российских автомобилистов все же не было преждевременным и уже показало свою социальную необходимость.

- Вопреки прогнозам пессимистов закон не провалился, а работает, - заявил "Известиям" Игорь Игнатьев, вице-президент Росгосстраха. - Многие автовладельцы уже начали воспринимать закон не как средство взимания дополнительных поборов, а как социальный механизм, который позволяет устанавливать более цивилизованные отношения на дорогах и финансово защищает пострадавших, особенно малоимущих.

ОСАГО уже значительно повлияло на повышение страховой культуры населения, считает Игорь Александров, начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования Ингосстраха, "и этот процесс будет продолжаться". По его мнению, страхование вошло в жизнь многих миллионов автомобилистов, и, по данным опросов, обязательную "автогражданку" сегодня поддерживает более половины владельцев транспортных средств.

Максим Петров, директор дирекции ОСАГО страховой компании "Согласие", обратил внимание "Известий" на общий рост страховой культуры в России с введением обязательного автострахования. А Александр Гурдус, заместитель директора центра страхования автотранспорта компании РОСНО, - на то, что в стране стремительными темпами увеличивается количество машин, а вместе с ними растет и аварийность. "Только с помощью обязательного автострахования возможно урегулировать убытки и в полном объеме защитить пострадавших".

При этом, по мнению Игоря Игнатьева из Росгосстраха, опыт европейских стран невозможно полностью перенести на российскую почву. Стоимость полиса в Европе на порядок выше, а территории стран намного меньше, говорит он. При этом есть высокий уровень информационных технологий, обеспеченных качественной связью, значительно менее изношенный и более технологичный автопарк, и люди "там" привыкли страховаться и уважать друг друга на дороге. С представителем дорожной полиции не договоришься. Тем не менее даже там получить страховое возмещение тоже непросто.

Прогнозируя, по какому пути пойдет обязательное автострахование в этом году, Александр Гурдус полагает, что закон об ОСАГО в России станет более гибким. "Будут выработаны различные схемы и предложения, удобные для страхователей, например, введены тарифы выходного дня". На основе полиса обязательной "автогражданки" страховщики будут предлагать клиентам новые страховые продукты, дополняющие и расширяющие "обязаловку".

По мнению Игоря Александрова из Ингосстраха, решения требуют следующие вопросы: распределение меры вины при стандартных ДТП, оформление мелких аварий, выработка единых стандартов оценки ущерба, расчет износа автомобиля, а для самих страховщиков - создание единой информационной базы, контроль финансовой устойчивости всех операторов рынка. При этом важно понимать, говорит Игорь Александров, что закон об ОСАГО в нынешнем виде представляет набор компромиссов. Развиваться и корректироваться он может по мере зрелости рынка.

Страховщики называют главной проблемой сегодняшнего обязательного автострахования то, что хозяином положения во всем остается не потерпевший, а виновник происшествия. "Виновник сегодня больше защищен, у него есть масса уловок, - говорит Максим Петров из "Согласия". - Начиная от того, что он может просто скрыться с места происшествия, и заканчивая тем, что виновник не несет никакой материальной ответственности за увечья, нанесенные потерпевшему. При этом виновность во время разбора ДТП может быть несколько раз пересмотрена". Если бы условия были жестче, говорят страховщики (например, нет полиса - предоставь другие финансовые гарантии), то владельцы машин страховались бы не потому, что их заставляют обстоятельства, а потому, что это им действительно необходимо.

Вторая проблема, с которой уже сталкиваются страховые компании, - необходимость доказывать, что потерпевший нуждается в дополнительных услугах и лечении, улучшенном медицинском обслуживании. После аварии многие потерпевшие стараются пройти дополнительный курс лечения в дорогих клиниках, выписывают лекарства из-за границы, делают массажи и ходят на дорогостоящие восстанавливающие процедуры. Но, по нынешнему закону, если человек, например, потерял руку, ему заплатят лишь за условную потерю трудоспособности и за протез. Изменившееся после аварии качество жизни закон не волнует, говорит Максим Петров. Именно этот подход надо менять путем улучшения механизма возмещения вреда жизни и здоровью, считает специалист.

Росгосстрах, главный игрок на рынке ОСАГО, главную задачу видит в том, чтобы страховщики подготовили "взвешенные предложения, значительно облегчающие автомобилистам устранение последствий ДТП и обеспечивающие быстрое возмещение ущерба". Именно это смогло бы в значительной мере повысить авторитет ОСАГО в глазах общественности.