В вагонах метро можно остаться без глаз

В вагонах метро можно остаться без глаз

При советской власти нашу страну в газетах называли «самой читающей». И предлагали в доказательство спуститься в метро.

При советской власти нашу страну в газетах называли «самой читающей». И предлагали в доказательство спуститься в метро. А там и впрямь, если не все, то через одного с книжками сидели – не то, что теперь. Неужто читать разучились?! Да нет, все куда проще: глаза-то ведь не казенные, чего ж их портить в темноте!

Когда-то метрополитен, что московский, что ленинградский, был гордостью страны, символом достижений советской власти. «Лестницы-чудесницы» и прочие диковины воспевали в прозе и стихах:

В метро на мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.

На подземные дворцы денег и сил не жалели: в сиянии люстр ни единой соринки не видно было...

Соринку и теперь в метро не увидишь, но совсем по другой причине. Завзятые читатели жалуются: битый час каждый день под землей кататься приходится, хочется провести это время с толком, но... Откроет пассажир томик или газетку развернет, сощурится (чтобы не сказать: вытаращится), поморгает подслеповато, да и свернет-закроет свое чтиво.

Вот и автор этих строк точно так же мучается, и все «безлошадные» коллеги — тоже. Надоело! Решили мы проверить, то ли это у нас у всех поголовно в глазах потемнело, то ли нам «темную» устроили. Сказано — сделано: люксметр в руки — и вниз по эскалатору.

Ведь ваш корреспондент не всю жизнь статейки кропал: было время — работал в заводской лаборатории, контрольно-измерительные приборы чинил, поверял и обслуживал. Случалось и люксметром воспользоваться — замерить в цехах освещенность рабочих мест.

Тогда на рабочих местах световой поток оценивал, теперь — на сидячих. Пристрою прибор «ТКА-люкс» на коленки так, чтобы датчик строго в потолок смотрел, и гляжу, как циферки на дисплее скачут. Вагон на ходу покачивается, лампочки «подмигивают», посему точных чисел не ждите. Но среднее значение прикинуть можно без труда.

Итак, в первом же вагоне — за номером 7765 — прибор показывал примерно 220 — 230 люкс. Да и без него видно было, что достаточно светло. (Ну, положим, можно и поярче осветить, но все мы и не к такому привыкли.)

Следующие два новеньких вагона темными тоже не назовешь. Мы уж решили, что напраслину возводим на экономистов и электриков метро, но на очередной станции сели в видавший виды вагон № 3838. Там, как и в 6109-м, лишь полсотни люкс насчитали. А в вагоне № 6893 еще чуть ли не в два раза темнее оказалось! Интимный полумрак, места для поцелуев!

Тут, между прочим, даже рекламу, которой все метро увешано, и ту толком не разглядишь. Самое удивительное, что и в таком вагоне библиофилка (точнее — книгоманка) нашлась: уткнулась носом в томик и пыталась что-то прочитать поверх очков. Похоже, в Управлении метрополитена нас держат за уэллсовских морлоков — подземных жителей-мутантов, не выносивших сколько-нибудь яркого света...

Все измерения мы проводили, когда над душой никто не стоял, свет не застил. И все равно результат удручающий: по меньшей мере треть из дюжины взятых наугад вагонов в нормы по освещенности никоим образом не уложились.

А ведь раньше эти нормы, говорят, были куда строже! Но тринадцать месяцев назад главный санитарный врач России Геннадий Онищенко ввел в действие новые санитарные правила эксплуатации метрополитенов. Нынче допустимые уровни освещенности в 60 сантиметрах от пола и от спинки сиденья (аккурат на коленках пассажиров) составляют не менее 150 люкс для люминесцентных ламп и 75 люкс при освещении лампами накаливания. Причем на всем протяжении вагона.

Резюме нашего подземного эксперимента: новые вагоны с панелями ламп дневного света более-менее соответствуют скудным нынешним нормам, а старые с круглыми плафонами под потолком очевидно портят потихоньку наше зрение. Да, это явно не вагоны люкс. Что ж нам, рассчитывать только на свет в конце тоннеля?!

Вместо комментария

Жалобы на тусклое освещение городской подземки мы попросили прокомментировать Дмитрия Бурина, помощника начальника петербургского метрополитена по связям с общественностью.

И первым делом услышали в ответ: «Метро — не изба-читальня!» Затем Дмитрий Леонидович заверил нас, что освещенность регулярно проверяется соответствующими службами и поддерживается на должном уровне. Пришлось возразить.

Последовал короткий диалог: «А вы что, проверяли?» — «Да. Сегодня. Люксметром». — «Ну и пишите, что хотите!»

Пишем. И хотим получить ответ по существу.

Подсказка: единственно правильным ответом стали бы залитые светом вагоны подземки.

* * *

Люкс — освещенность, создаваемая точечным источником в одну канделу, или так называемую международную свечу, на расстоянии в один метр.

В безоблачный солнечный день освещенность на улице — сто тысяч люкс, если день выдастся пасмурным — тысяч двадцать. Человеческий глаз быстро приспосабливается к таким перепадам.

Поэтому не стоит пытаться определить уровень освещенности «на глазок», но яркий свет от полумрака не отличает разве что слепой. Способность глаза к адаптации имеет пределы, и хорошо освещенным можно назвать помещение с плотностью светового потока не ниже нескольких сот люкс.

Георгий АРЕФЬЕВ