Портфолио для выпускников

Портфолио для выпускников

К школьному аттестату обязательно надо выдавать портфолио выпускника - так считают директора петербургских школ.

24 августа в 14-00 в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» при поддержке радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге» прошел круглый стол «Реформа школы: что мы знаем о ней?».

В круглом столе приняли участие:
- Петр Баранов, заместитель председателя Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга;
- Олег Лебедев — член-корреспондент РАО; Майя Пильдес — директор гимназии N 56;
- Надежда Журбина — завуч Санкт-Петербургской Классической гимназии N 610;
- Ирина Байкова — директор школы N 619;
- Анна Тимофеева — директор школы Театра, Телевидения и Шоу-Бизнеса;
- Лариса Слесарь — координатор профильного обучения школы N 91

В рамках дискуссии участники обсудили ход и промежуточные итоги реформы среднего образования; изменения в работе школ и качестве образования, назревшие проблемы в этой сфере.

В частности, Петр Баранов отметил, что Комитет по образованию Санкт-Петербурга подготовил предложение к сдаче в 2005 году ЕГЭ по 6 предметам вместо одного, как было в 2004 году. Обязательной для всех учащихся будет сдача ЕГЭ по русскому языку, остальные 5 предметов будут по выбору. Возможно, по результатам ЕГЭ по 6 предметам Комитет по образованию будет публиковать рейтинги городских школ. В этом году подобные данные не будут опубликованы, так как в комитете сочли некорректным выстраивать рейтинги по результатам экзамена только по одному предмету. Идею публикации рейтингов активно поддержала Надежда Журбина, считающая результаты ЕГЭ одним из показателей качества работы школы.

Баранов сообщил, что всего в июне-июле ЕГЭ по русскому языку в Санкт-Петербурге сдавали 58 854 школьника. Для проверки тестов были задействованы более 500 экспертов, затрачены 18,7 млн. рублей (из них 8 млн. руб. из городского бюджета).

Участники круглого стола согласились с тем, что термин «реформа» школьного образования лучше заменить на термин «модернизация», так как последний предполагает не резкие изменения, а поступательное развитие и постепенный переход на более современные формы и средства.

Олег Лебедев отметил, что ЕГЭ даст обществу объективные и сопоставимые данные и по данным ЕГЭ можно будет отследить динамику изменений по годам и регионам. Но при этом он подчеркнул, что ЕГЭ не должно быть единственной формой оценки уровня выпускника. Другой формой может стать, например, портфолио достижений ученика. По словам Лебедева, очень важно говорить о модернизации спокойно и без ажиотажа. С этим согласен Петр Баранов, который отметил, что если родители школьников не замечают хода реформы, значит, все было хорошо продумано.

По словам Майи Пильдес, каждый год в школу приходят новые дети, отличающиеся от предыдущих наборов. По ее мнению, в сегодняшней ситуации важно, что содержание образования не спускается сверху, о нем приходится думать всем участникам модернизации. Комментируя ЕГЭ, она отметила, что более высокие результаты петербургских школьников, чем в целом по стране, можно объяснить наличием тестовой культуры. Пильдес считает, что на выходе из школы важно, чтобы дети были современными, чтобы они ориентировались в компьютерах, иностранных языках, книгах, умели провести исследования и обладали культурой написания тестов.

По мнению Анны Тимофеевой, критерием успеха работы школы необходимо считать не только результаты ЕГЭ, но и отсроченные показатели, в том числе результаты сдачи экзаменов в вузах и трудоустройство выпускников. Ирина Байкова подчеркнула, что для успешной модернизации школьного образования необходимо обращать внимание на качество учителей и качество руководителей, которые должны быть настроены двигать систему вперед.

Участники круглого стола подчеркнули также, что проблемы низких зарплат и старения педагогического корпуса никуда не делись. По мнению экспертов, если не начать реально решать эти вопросы в ближайшее время, новые проекты в сфере модернизации образования через 5-10 лет некому будет реализовывать.