Шел, шел и остановился...

Шел, шел и остановился...

Публикуемый фотоснимок второй половины 1920-х, сделанный на перекрестке Невского и Владимирского, запечатлел уличную сценку, поглотившую не секунду и не минуту истории, а, скорее всего, десятки минут.

Публикуемый фотоснимок второй половины 1920-х, сделанный на перекрестке Невского и Владимирского, запечатлел уличную сценку, поглотившую не секунду и не минуту истории, а, скорее всего, десятки минут. Причиной чрезмерно растянувшегося мгновения стало не то внезапное отключение тока на линии, что в те годы случалось не так уж редко, не то какая-то авария.

В результате неожиданного происшествия трамвай пятнадцатого маршрута, следовавший от Заячьего переулка до Косой линии, остановился на самой середине Невского проспекта, преградив движение своему собрату, надвигавшемуся со стороны Аничкова моста. (Кстати сказать, трамвайные пути были убраны с Невского лишь в 1952 году.)

Через проем передней площадки трамвая виден один из редких тогда автомобилей. Человек слева, разговаривающий с милиционером, — это, возможно, должностное лицо, присланное разобраться в причинах происшедшего. Две женщины в центре, — скорее всего, кондуктор и вагоновожатая, одна почему-то с метлой за спиной, другая с совком, также остановились, чтобы обменяться впечатлениями и посудачить о том, о сем.

В скором времени, а именно в 1929 году, на этом перекрестке, равно как и на пересечениях Невского с Большой Морской (тогда улицы Герцена) и Полтавской, появятся первые светофоры. Однако пока что пешеходы спокойно пересекают проспект во всех удобных для них направлениях, не стесняя себя никакими правилами уличного движения.

Невольно бросается в глаза почти полное отсутствие автомобильного транспорта: помимо упомянутого ветерана времен первой мировой войны не заметно никаких других подобных ему средств передвижения. В ту пору по Невскому проспекту курсировало всего пять автобусов, а служебных машин, не говоря уже о личных, было очень немного, так что воздух в тогдашнем Ленинграде отличался неизмеримо большей чистотой, чем теперь.

В кинотеатре «Титан», открывшемся несколькими годами ранее в помещении бывшего палкинского ресторана, шли немые фильмы вроде того, чье название крупными буквами выведено на висящей над входом афише. Внимательно приглядевшись, можно разобрать и более мелкую надпись, обещающую публике представление под названием «Пат и Паташон», в котором некогда блистал совсем еще молодой артист Николай Черкасов.

Уже скоро трамвай снова тронется в путь, и секунды истории, отделяющие нас от того далекого времени, замелькают с прежней быстротой...