Петербург втридорога продал самому себе треть Ледового дворца

Петербург втридорога продал самому себе треть Ледового дворца

Именно в этом и заключается смысл постановления городского правительства, принятого 28 декабря.В ноябре, при принятии городского бюджета на 2005 год, было решено выделить 704 миллиона рублей субвенции ОАО «Дворец спорта», дабы оно этими деньгами вернуло бюджету долг.

Именно в этом и заключается смысл постановления городского правительства, принятого 28 декабря.

В ноябре, при принятии городского бюджета на 2005 год, было решено выделить 704 миллиона рублей субвенции ОАО «Дворец спорта», дабы оно этими деньгами вернуло бюджету долг. «Фонтанка» об этом подробно писала. Но, как выяснилось, таким путем – по принципу «Одолжи мне сто рублей, хочу раз и навсегда расплатиться с долгами», - гасилась только часть суммы, которую указанное ОАО задолжало городу. Весь долг составляет 1,382 миллиарда рублей. И за вычетом 704 миллионов оставалось еще 678 миллионов рублей (примерно 25 миллионов долларов по нынешнему курсу). С «остатком» решили поступить весьма интересным образом...

В начале сентября 2004 года администрация города, ОАО «Дворец спорта» и пять кредиторов ОАО - АКБ «Промсвязьбанк», Октябрьская железная дорога, ЗАО «Камнеобрабатывающий завод «Возрождение», ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» и ГУП «ВЦКП «Жилищное хозяйство» подписали соглашение о реструктуризации задолженности «ледовых строителей».

Во-первых, именно этим соглашением заранее предусматривалось, что город даст ОАО «Дворец спорта» упомянутую субвенцию в 704 миллиона рублей. Во-вторых, пять перечисленных кредиторов соглашались «растянуть» получение причитающихся им сумм на 15 лет, фиксируя при этом долги в рублях, а не в долларах (администрация считает это своим достижением, но если доллар будет падать и дальше – об этом пункте, возможно, придется пожалеть). И, в-третьих, в «обмен» на указанные 678 миллионов рублей ОАО «Дворец спорта» передавало городу свою долю собственности в имущественном комплексе Ледового дворца.

Здесь требуются небольшие пояснения.

По словам председателя Комитета финансов администрации Александра Никонова, имущественный комплекс Ледового дворца принадлежит трем собственникам. 42.94% собственности принадлежит городу, 26.71% - Российской Федерации, и 30.35% - ОАО «Дворец спорта». Именно эту долю имущества Ледового дворца ОАО и передает городу – в порядке «зачета» долга в 25 миллионов долларов. Таким образом, доля города в праве собственности на Ледовый дворец достигла 73.29%, после чего городские СМИ запестрели заголовками типа «Город сохранил за собой Ледовый дворец», «Город выкупил контрольный пакет акций Ледового дворца». Между тем, все 100% акций ОАО «Дворец спорта» принадлежат Петербургу! И, таким образом, эта компания находится в полной городской собственности.

Понятно, что, имея 100% акций, город может распоряжаться принадлежащим ОАО имуществом (в том числе, упомянутыми 30.35% собственности Ледового дворца) так, как он считает нужным. Он может его продать, подарить, обменять, сдать в аренду, и так далее. Но в чем город точно не нуждается – так это в том, чтобы продавать это имущество самому себе. Да еще втридорога.

Несложные арифметические расчеты показывают: если доля собственности в 30% оценивается (при зачете долга) в 25 миллионов долларов, это означает, что весь Ледовый дворец оценивается при этом в 82 миллиона долларов. При этом Александр Никонов говорит, что рыночная стоимость Дворца (сумма, за которую его можно продать) – 25-30 миллионов долларов.

Следовательно, рыночная стоимость 30% имущества Дворца – около 8.3 миллиона долларов, и город продает треть Дворца самому себе примерно втрое дороже, чем она на самом деле стоит. В чем смысл этой операции – остается только догадываться.

Ни малейшей необходимости продавать самому себе втридорога часть Ледового дворца у города не было. Никакая опасность Дворцу не угрожала – даже если бы ОАО «Дворец спорта» продало свою долю кому-то из других кредиторов в счет соответствующего долга, у государства (в лице Петербурга и России) оставалось бы около 70% имущества Дворца. Никто не разобрал бы Ледовый дворец на части, и не вывез бы за пределы Петербурга...

Борис Вишневский, обозреватель «Новой газеты» -
специально для Фонтанки.ру