Девушки в ударе

Девушки в ударе

Все больше родителей мечтают, чтобы их дети повторили путь Марии Шараповой и Светланы Кузнецовой к деньгам и славе. Однако прежде, чем добраться до турниров "Большого шлема", родителям стоит оценить толщину собственного кошелька.

Все больше родителей мечтают, чтобы их дети повторили путь Марии Шараповой и Светланы Кузнецовой к деньгам и славе. Однако прежде, чем добраться до турниров "Большого шлема", родителям стоит оценить толщину собственного кошелька.

Даже участницы турнира "Neva Cup" с призовым фондом в $25 тысяч, прошедшего в марте в Петербурге, пока больше тратят, чем зарабатывают. И победительница петербургского турнира москвичка Екатерина Бычкова лишь мечтает о самоокупаемости. По ее мнению, она возможна только для теннисисток первой сотни рейтинга WTA (Женской теннисной ассоциации).

Вообще, специалисты считают, что путь к теннисному олимпу стоит начинать лет в семь или в восемь с теннисной школы. Поначалу расходы родителей будет существенны, но не безумно велики: экипировка, услуги тренеров, аренда кортов. Кстати, надо еще поискать корт, где с вас попросят меньше $50 за час занятий. Так что уже начальный этап, на котором даже самый проницательный тренер не разглядит в ребенке будущую звезду, обойдется тысяч в 20 -- 30 долларов. Дальше -- больше.

С 12 -- 13 лет расходы возрастают в геометрической прогрессии. Крупные суммы приходится выкладывать за участие во всевозможных турнирах. Если соревнования проходят в России, затраты сравнительно невелики (на "Neva Cup", скажем, девушек обеспечили нормальными гостиничными номерами всего за $55 в сутки), но международные турниры, где можно обзавестись рейтинговыми очками, в нашей стране большая редкость. Приходится ездить по заграницам, а там только за недельное проживание часто приходится выкладывать пару тысяч евро. Плюс стоимость питания и авиабилетов.

Причем для юношей и девушек расходы существенно различаются. Если на юную теннисистку приходится тратить от 30 до 50 тысяч долларов ежегодно, то их сверстникам требуется денег в два раза больше. Потому что конкуренция в мужском теннисе значительно выше, и перспективным юношам необходима постоянная соревновательная практика.

Это и ответ на вопрос, почему российских теннисистов в первой сотне мирового рейтинга лишь четверо, а теннисисток -- пятнадцать (из них восемь входят в первую двадцатку)! Все упирается в деньги. Как ни крути, вкладываться в дочерей гораздо выгоднее, чем в сыновей. Да и шансов "отбить" вложения куда больше.

Кроме прочего, девушки, по словам специалистов, более целеустремленны и исполнительны -- они не спорят с наставниками и безукоризненно выполняют тренерские установки. В общем, преимущества женского тенниса налицо -- работать с девушками и легче, и дешевле, а призовые на женских турнирах нынче практически не отличаются от заработков мужчин.

Кстати, в теннисе, в отличие, скажем, от баскетбола, -- антропометрические данные не имеют большого значения. Высокие теннисистки берут подачей, маленькие компенсируют недостаток роста на приеме и лучшей координацией. Хороший тренер способен превратить почти любого перспективного ученика в звезду, в зависимости от степени таланта -- первой, второй или третьей величины.

Не все безнадежно и в плане меценатства. Конечно, идеально иметь крепко стоящих на ногах родителей или старших братьев (скажем, 287-я ракетка мира Ирина Булыкина, сестра футболиста Дмитрия Булыкина). Но есть шанс и привлечь внимание спонсоров или первого президента России. Борис Ельцин выделяет ежегодно 300 тысяч долларов, которые распределяются среди 22 самых талантливых молодых теннисистов России.

Почему Шарапова играет в теннис лучше Курниковой

Владимир Камельзон -- не только председатель тренерского совета Федерации тенниса России, но и директор и владелец одной из самых известных теннисных школ в Москве.

-- Вы ждали столь масштабного прорыва россиянок в элиту мирового тенниса?

-- Еще как ждал! И во всеуслышание говорил об этом 3 -- 4 года назад. Такой же точки зрения придерживался и Шамиль Тарпищев. Мы чувствовали: российские девушки вот-вот начнут мощное наступление.

-- Сколько денег родителям надо потратить, чтобы превратить ребенка в приличного теннисиста?

-- Чтобы сын или дочь вышли на высочайший уровень и зарабатывали много денег, родителям сперва приходится идти на немалые расходы. Когда ребенок достигает 13 -- 14-летнего возраста -- на его теннисное образование надо тратить десятки тысяч долларов в год. Иначе шансов заиграть на высоком уровне попросту нет.

-- Утверждают, что за границей -- в Германии или Испании -- учат теннису лучше и дешевле, чем в России.

-- Неправда. Может, чисто теннисные траты там и поменьше, зато приходится оплачивать жилье, транспортные расходы, страдать от неналаженного быта. К тому же детские тренеры у них ничуть не лучше. Родителей вводят в заблуждение, их просто надувают многочисленные "жучки" из околотеннисной тусовки, которые с каждого отправленного в иностранную школу ребенка получают солидный доход. Но многие люди не понимают ситуации, посылают отпрысков 9 -- 10 лет от роду в Европу, а потом этих талантливых детей не слышно и не видно. На самом деле, обучение теннису за границей имеет смысл только лет с 14: когда юноша или девушка уже освоит все технические элементы, а там только осуществят доводку и обеспечат игровой практикой. Но, повторюсь, это удовольствие также не из дешевых.

-- Получается, талантливым золушкам в теннисе вообще ничего не светит?

-- Почему? Мы сейчас пробуем создать благоприятные условия. Например, круглогодичные сборы для сборных России всех возрастов. Возим перспективных юношей и девушек на отдельные соревнования, одеваем, кормим. Но полностью обеспечить, естественно, не можем. Да и тренировать детей бесплатно абсолютно нерентабельно. Государственных теннисных школ нет, а частным не до благотворительности, иначе останешься в серьезном минусе и разоришься. К тому же на своем примере понял -- за добро не всегда платят добром. Взять хотя бы восходящую звездочку Евгению Линецкую (в рейтинге с января по март за 2005 год занимает 14-е место в мире. -- Прим. "Города"). Мы с супругой эту девочку долго опекали, тренировали, нашли ей спонсора, а она под влиянием своего сумасшедшего отца нас бросила, улетела в Америку и теперь зарабатывает сотни тысяч долларов. И по существующим в России законам сделать мы ничего не можем -- ведь до 18 лет со спортсменками нельзя заключать никакие контракты.

-- Когда родители могут узнать, есть ли у ребенка шанс стать первой ракеткой мира?

-- Набирая в свою школу детей, я оцениваю их подвижность, быстроту реакцию, смотрю на их глаза. Но более-менее степень таланта ребенка опытный специалист может оценить только лет в 12. Да и то есть шанс ошибиться.

-- Даже Светлану Кузнецову считали бесперспективной?

-- Только не я. Впервые увидел Свету на корте, когда ей было как раз 12 лет. И сначала подумал, что играет мальчик. Даже спросил, каким образом на сборах команды девочек оказался парень. Когда же мне объяснили, сразу сказал: тогда это очень крутая девочка, с прекрасными перспективами. И, заметьте, Кузнецова во всех юношеских турнирах выступала за сборную страны.

-- Многие считают россиян Марата Сафина и Марию Шарапову самыми одаренными теннисистами современности.

-- Марат действительно талант от Бога. Богатырское здоровье, фантастическое чувство мяча. Хотя чего он только с собой не делает -- частенько выходит на корт не выигрывать, а отбывать номер. Что касается Шараповой, ее талант также бросался в глаза еще в детстве. Но сказать, что по потенциалу она на голову выше всех остальных российских теннисисток, нельзя. И Маша Шарапова, и Лена Дементьева, и Настя Мыскина, и Света Кузнецова талантливы по-своему и способны забраться на теннисный олимп.

-- Многие пророчили большое будущее и Анне Курниковой.

-- Вообще-то, Курникова на заре карьеры дошла до полуфинала Уимблдона. Но, что ни говори, звездности игры у нее никогда не было. Слишком жесткая, не хватало чувства мяча. Плюс Анна всегда больше уделяла внимание своему внешнему виду, чем теннису.

Денис МОСТОВ