«Зенит» заиграл в тотальный футбол

«Зенит» заиграл в тотальный футбол

«Оранжевой бациллы» в России боятся политики, а заразился ею футбол. Хотя традиционные цвета «Зенита» сине-бело-голубые, яркой игрой против московского «Динамо» питерский клуб напомнил «оранжевую» сборную Голландии времен Ринуса Михелса.

«Оранжевой бациллы» в России боятся политики, а заразился ею футбол. Хотя традиционные цвета «Зенита» сине-бело-голубые, яркой игрой против московского «Динамо» питерский клуб напомнил «оранжевую» сборную Голландии времен Ринуса Михелса.

Изобретатель «тотального футбола» легендарный тренер Ринус Михелс умер совсем недавно — в начале марта. Но дело человека, признанного ФИФА тренером прошлого столетия, живет. И, как показал матч «Зенита» с московским «Динамо», побеждает. В стартовой игре чемпионата России петербуржцы воплотили в жизнь один из главных принципов тотального футбола: когда команда владеет мячом, в атаке участвуют все футболисты, включая защитников.

В каждом из четырех забитых москвичам голов заслуги игроков обороны несомненны. Павел Мареш и Ивица Крижанец провели первую результативную атаку. С отбора мяча Эриком Хагеном в центре поля началась комбинация, завершившаяся точным ударом Андрея Аршавина. Третье взятие ворот «Динамо» состоялось после прохода по правому флангу Яна Флахбарта. А окончательный счет в матче установился, когда Крижанец заработал фол, а Мареш замкнул головой навес Александра Кержакова.

Главный тренер петербуржцев Властимил Петржела сообщил после матча, что походы Крижанеца к чужой штрафной не были «домашней заготовкой». Однако признался: «Раньше у нас подключались к атакам только крайние защитники. Но мы брали Крижанеца, зная его козырь — умение идти вперед».

Новшество получилось знаковое. Как свидетельствует история, эра тотального футбола с того и началась, что у голландцев отправились в нападение центральные защитники. Атакующих крайних «беков» показала еще на чемпионате мира 1966 года сборная Англии под предводительством Альфа Рэмзи. Но во всех тактических схемах, считавшихся затем передовыми (бразильские 4–2–4 и 4–3–3, итальянское «каттенччио»), два центральных защитника неизменно оставались на своей половине поле. Ринус Михелс разрешил им идти к чужим воротам.

«Зенит» уже давно заставляет болельщиков и специалистов вспоминать «голландское футбольное наследство». Питерский клуб заслужил репутацию самого зрелищного в России — совсем как «Аякс» Михелса в конце 60-х или сборная Голландии в начале — середине 70-х годов прошлого века. Существует и натуральная преемственность. Юрий Морозов вместе со своим другом Валерием Лобановским специально ездил в Голландию учиться тотальному футболу. Та поездка во многом определила взгляды на игру, которых покойный тренер придерживался до конца своих дней. С самых первых шагов в большом спорте Андрея Аршавина и Александра Кержакова, по большому счету, Морозов учил как раз футболу тотальному. У Петржелы, для которого нагрузки на тренировках, атлетизм и хорошее движение на поле есть неотъемлемая часть тренерской концепции, посеянные Морозовым семена дали прекрасные всходы.

Так же как и Ринус Михелс в своем «Аяксе», Петржела сегодня располагает в «Зените» футболистами, способными показывать тотальный футбол — игру, требующую отменного здоровья, взаимной страховки, сообразительности и высокого технического мастерства. Подобно командам Михелса, «Зенит» быстро переходит от обороны к атаке, ведет наступление широкой ломаной линией, взвинчивает темп вблизи и в самой штрафной соперника за счет «стенок» и обыгрыша «один в один». У Михелса был свой вдохновитель атак — легендарный Йохан Круифф. У Петржелы есть Аршавин и Кержаков. Их сверхсветовые скорости, умение контролировать мяч и видеть поле делают эту связку для «Зенита» примерно тем же, чем был Круифф для «Аякса» и для сборной Голландии.

Сам пан Властимил выражению «тотальный футбол» предпочитает «современный футбол» или «своя игра «Зенита». Петржеле прежде не хватало исполнителей. Покупка Хагена и Крижанеца это препятствие устранила. Но знамя, выпавшее из рук голландца, чех подхватит, лишь когда зрелищность даст осязаемые результаты — титулы и трофеи. Ринус Михелс со сборной Голландии доходил до финала чемпионата мира 1974 года и выигрывал чемпионат Европы 1988 года. А на клубном уровне побеждал в европейском Кубке чемпионов.