Спорт - лекарство от всех болезней?

Спорт - лекарство от всех болезней?

Во вторник в Петербурге обсуждали проблемы развития спортивной индустрии. Участники «Ассоциации предприятий спортиндустрии» обменивались мнениями о перспективе отрасли.

Во вторник в Петербурге обсуждали проблемы развития спортивной индустрии. Участники «Ассоциации предприятий спортиндустрии» обменивались мнениями о перспективе отрасли.

Начался разговор с того, что свое послание участникам передал вице-губернатор Сергей Тарасов, курирующий спорт в Петербурге. В нем он напомнил о вчерашнем обращении президента, в котором здоровью нации придавалось особое значение. В качестве вступления к дискуссии участники сошлись на том, что задача спортивной индустрии - не только составить конкуренцию фармакологии, но и вовсе вытеснить ее с рынка. Пока же россияне предпочитают спорту лекарства, но положительная тенденция, по словам Сергея Агибалова, председателя комитета по торговле «АПСИ», есть.

В жизни отрасли участники конференции выделили и положительные, и отрицательные стороны. Положительная - в том, что в условиях стабильности у нас снова формируется средний класс, у которого есть деньги и есть желание заниматься своим здоровьем. Это способствует и развитию цивилизованных форм торговли - по словам Сергея Агибалова, наблюдается вытеснение стихийных рынков «нормальными» магазинами и торговыми центрами.

Вместе с тем, участники обсуждения отмечали, что текущая стабильная экономическая ситуация находится в прямой зависимости от цен на нефть. Но это макроэкономическая проблема. Еще одна сложность – российские пространства, по которым сложно организовать передвижение товара. Дороги, воровство, недостаток квалифицированного персонала – эти проблемы накладываются друг на друга и серьезно осложняют выход спортивной индустрии за пределы Москвы и Петербурга.

В столицах же конкуренция растет. Известные брэнды спортивной обуви и одежды («Адидас», «Рибок», «Найк», «Пума») уже пришли в Россию и занимают большую часть рынка. Менее раскрученные в России тоже ищут пути – открывают свои магазины, филиалы, договариваются с «местными» сетями, думают об открытии производства в Россию. Интересно, что, по данным, представленным на конференции, 37 процентов обуви, продаваемой в России, - именно спортивная обувь. Даже на Западе нет такой тенденции. Но Сергей Агибалов отметил, что это не очень связано непосредственно со спортом. Просто у нас принято носить спортивную обувь как повседневную.

Российские производители почти ничего не могут противопоставить западным брэндам. И если одежда и обувь российского производства в магазинах еще есть, то спортинвентарь, кроме беговых лыж, у нас сейчас вовсе не производится. Как сообщил Агибалов, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы уменьшить таможенные пошлины на спортинвентарь с 15 процентов до 5. По его словам, сейчас пошлины не защищают российского производителя, которого попросту нет, а создают помехи для развития отрасли. Из-за них меньше россиян могут позволить себе покупку спортивного инвентаря.

Серьезным толчком для отрасли может стать глобальная спортивная выставка ISPO, которая пройдет в этом году в Москве. Недавно такая же выставка прошла в Китае, но там она была бойкотирована местными производителями. Они восприняли приход ISPO как экспансию западных брэндов на китайскую территорию. По словам Анастасии Васильковой, генерального директора компании Sport Communication Group (российского партнера ISPO), руководство известной западной выставки (ISPO существует больше 30 лет) сделало выводы и в Россию собирается прийти не как захватчик, а как партнер. Российским производителям даже будут предоставлены финансовые льготы, будет большая российская программа с выездами в российские города (в том числе и в Петербург).

Михаил Гончаров