Полный Петтай

Полный Петтай

Судейские проблемы обрушились с самого начала российского чемпионата с неотвратимостью джинна, выпущенного из бутылки. Обратно пропорционально заявлениям чиновников о том, что контроль за качеством судейства с каждым годом неуклонно растет.

Судейские проблемы обрушились с самого начала российского чемпионата с неотвратимостью джинна, выпущенного из бутылки. Обратно пропорционально заявлениям чиновников о том, что контроль за качеством судейства с каждым годом неуклонно растет. Однако в последнее время не только в нашем футболе четко видна тенденция создания из судей этаких священномучеников. Возьмите хотя бы пример шведа Андерса Фриска, который решил завершить карьеру вследствие «наездов» на него челсийской общественности после матча «Барселона» - «Челси». В целом повышенное внимание к вопросу безопасности арбитров - вещь вполне оправданная. Но она, оказывается, может иметь и негативные последствия, как и любой перебор.

В Чемпионате России с нового сезона судьи стали иметь все степени защиты - их охраняют как только можно и кем только можно. Фактор страха, похоже, у этих ребят исчез напрочь. Отсюда и водопад промахов, которые, в частности, во втором туре были столь вопиющи, что даже сам футбол встал на второй план. Чего стоит только пенальти в исполнении нашего земляка Сергея Фурсы в ворота «Рубина» (не подумайте ничего дурного, хоть председатель Коллегии футбольных арбитров Николай Левников и пообещал наказать Фурсу по всей строгости, а в былые годы за такой пенальти в отдельных городах вознаграждали более чем щедро). Сами спартаковцы после матча отводили глаза и, комментируя этот момент, говорили что-то вроде: «Я был далеко, не видел». А между тем казанцы неплохо начали матч со «Спартаком» и, не сломай им игру арбитр, вполне могли разжиться как минимум одним очком. Вполне логично, что на послематчевой пресс-конференции тренер «Рубина» назвал происшедшее «цирком» и даже не стал сетовать на судейство - видимо, слова цензурные закончились.

Другой петербуржец, Николай Иванов, отличился в Петровском парке, где не назначил явный пенальти в ворота «Динамо» за снос торпедовца Опера. Зато несколькими минутами позже он углядел затяжку времени в действиях португальца Рибейру, который выполнял штрафной, и предъявил ему вторую желтую карточку. Возглас партнера и соотечественника пострадавшего Лоурейру - «I can’t believe it!» - был слышен многомиллионной армии телезрителей. Забавно в связи с этим было наблюдать за реакцией президента бело-голубых и заодно босса Премьер-лиги Юрия Заварзина. «Сотрудники подают протест», - сказал он в одном из телеинтервью, сделав при этом равнодушное лицо, как будто дела подшефного клуба его совершенно не интересуют.

Ну и совсем весело было во Владикавказе, где бравый человек по фамилии Петтай расхрабрился так, что назначил три одиннадцатиметровых, из которых, пожалуй, лишь один - тот, что на Аршавине, - был более или менее оправданным. И то с более или менее серьезной натяжкой. Парнем «с характером» оказался и его линейный помощник, который в случае с падением Кержакова подкорректировал действия главного, сказав, что нарушение было в штрафной площади. Конечно, можно докопаться и до справедливости этого решения - все-таки в решающий подкат защитник пошел, находясь в своей штрафной. Но факт остается фактом - судьи стали со спокойной душой наказывать «Аланию» во Владикавказе, порой даже ни за что. А ведь в былые годы тот же «Зенит» приезжал в этот замечательный город, в шутку предлагая хозяевам самим пробить пару пенальти еще до начала игры… Чтобы окончательно проверить верность нашего утверждения насчет растущей судейской вседозволенности, в высшем дивизионе не хватает только «Анжи».

Константин Малинин