Русский лимит. Бессмысленный и запоздалый

Русский лимит. Бессмысленный и запоздалый

В записных книжках Сергея Довлатова есть упоминание о разговоре, который у него однажды состоялся с Верой Пановой. В нем молодой тогда писатель заметил, что он против антисемитизма, но считает, что ключевые должности в российском государстве имеют право занимать русские люди.

В записных книжках Сергея Довлатова есть упоминание о разговоре, который у него однажды состоялся с Верой Пановой. В нем молодой тогда писатель заметил, что он против антисемитизма, но считает, что ключевые должности в российском государстве имеют право занимать русские люди. "Это, Сережа, и есть антисемитизм, - ответила классик советской литературы. - Ключевые должности в российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди".

Этот диалог я вспоминаю всякий раз, когда разгорается дискуссия о том, российские или иностранные футболисты должны играть в российском чемпионате, или о том, нужны нам тренеры-легионеры или нет.

Вы когда-нибудь слышали о клубах под названием "Арагуари" и "Асуана"? Нет? А ведь так назывались команды, из которых в 1995 году в Россию приехали первые бразильские легионеры - Да Силва и Жуниор. Тогда это казалось прорывом, нижегородский "Локомотив" гордился первопроходческой миссией, а народ валом валил полюбоваться игрой кудесников мяча. Правда, очень скоро выяснилось, что "бразилец" и "футболист" - вовсе не синонимы, и в итоге южноамериканцы в России не загостились.

Но лиха беда - начало, и тропка, протоптанная в страну Пеле волжскими селекционерами, не замедлила превратиться в целую сеть торных дорог, по которым в российский чемпионат стали стекаться варяги со всего света. Учиться на собственных ошибках мы мастера небольшие, и довольно долго нам успешно "впаривали" игроков уровнем ненамного выше первых. Но по мере того, как росла покупательная способность российских клубов, а сами они осваивались на международном рынке, менялось и качество "импорта". Сегодня никто в России и разговаривать не станет с агентом, предлагающим игрока из безвестного "Арагуари" и тем более из загадочной "Асуаны" (кстати, если следы первого клуба еще можно обнаружить во втором дивизионе бразильского штата Минас Жераис, то никаких сведений о втором отыскать так и не удалось).

Нормальная ситуация в ведущих футбольных странах, если верить выступавшим там российским легионерам, заключается в следующем: иностранец, чтобы закрепиться в составе, должен быть на голову выше местного конкурента. У нас до этого пока не дошло, но и выпускать на поле бразильца только за то, что он бразилец, никому в голову уже не приходит. Как и пачками скупать игроков ради дешевизны да экзотики. Какой смысл? Во-первых, всем нужен результат, а во-вторых, в российский футбол приходят серьезные люди с серьезными деньгами, для которых слово "рентабельность" - не пустой звук. И то, и другое требует присутствия на поле и на тренерской скамейке достойных игроков и тренеров - безотносительно к их гражданству.

117 против 100 в пользу иностранцев - хорошо это или плохо? Ни то, ни другое, ибо дело не в цифрах как таковых: гораздо правильнее посмотреть, сколько в той и другой категории "лишних" - не по паспорту, а по игре. Думаю, что игроков, чей уровень не соответствует российской премьер-лиге, среди легионеров обнаружится не больше, чем среди россиян.

О том, что лимит на иностранцев, о котором столько говорили в межсезонье, на поверку оказался дутым, спорить, думаю, не приходится: по большому счету проблем он никому не создал, и приведенная таблица это подтверждает. А если оценивать качественный состав команд, становится очевидным, что он еще и опоздал: вводить его надо было тогда, когда России грозило превращение в "свалку футбольных отходов", а не сейчас, когда она выходит на уровень цивилизованного трансферного бизнеса.

Наверное, теперь сторонники лимита заговорят о его ужесточении - и, возможно, добьются своего, напирая на интересы сборных и необходимость дать дорогу собственной способной молодежи. Только в нынешних условиях слишком это будет напоминать попытки отечественного автопрома отгородить страну "жигулей" от остального мира "железным занавесом" пошлин. И если уж на то пошло, в той же Португалии иностранцев играет не меньше, а сборная у нее - вторая в Европе. И молодых талантов хватает - вон, даже с нами уже делится. Как это у них выходит? Спросите у московских динамовцев, которые последний сбор провели в академии "Спортинга" под Лиссабоном: они с удовольствием поделятся впечатлением о том, в каких условиях растит будущих звезд клуб, в заявке которого на этот сезон на 16 португальцев приходилось 11 легионеров.

Борис БОГДАНОВ