Виталий Мутко: «На память оставил себе 30 акций «Зенита»

Виталий Мутко: «На память оставил себе 30 акций «Зенита»

Сенатор Виталий Мутко - известная фигура в российском футболе. Уйдя на время в тень, бывший президент «Зенита» и Российской футбольной премьер-лиги сам себя называл лишь информированным болельщиком и не спешил возвращаться в «большой футбол».

Сенатор Виталий Мутко - известная фигура в российском футболе. Уйдя на время в тень, бывший президент «Зенита» и Российской футбольной премьер-лиги сам себя называл лишь информированным болельщиком и не спешил возвращаться в «большой футбол». Но после отставки Вячеслава Колоскова о Виталии Мутко стали говорить как о самом главном кандидате на пост президента РФС.

- Виталий Леонтьевич, как-то вы себя назвали всего лишь информированным болельщиком. Что заставило задуматься о возвращении на первые роли в футболе?

- С годами начинаешь ценить время. Все-таки футболу я отдал много лет. Восемь из них – «Зениту», а до этого была такая команда, как «Кировец-Космос». Между прочим, первый клуб во втором дивизионе, который имел титульного спонсора. Так что, если будет возможность использовать свои знания и опыт, буду рад.

– Вячеслав Колосков еще в прошлом году называл вас в числе возможных своих преемников. Как вы тогда отнеслись к этому заявлению?

– Ну, как я мог отнестись? Как просто к заявлению. На тот момент Вячеслав Иванович являлся президентом РФС, и его полномочия истекали только в 2008 году. Я уважаю Вячеслава Ивановича. Возможно, он допустил некоторые ошибки. Но в то же время ему удалось выстроить достаточно стройную систему. И сейчас можно утверждать, что РФС - самая жизнеспособная из российских спортивных федераций. В основании этой пирамиды детский и любительский футбол, наверху - сборная и премьер-лига. Когда мы создавали Российскую футбольную премьер-лигу, Вячеслав Иванович поддержал нас.

- Вы как раз стояли у истоков создания премьер-лиги, были ее первым президентом. Как сейчас оцениваете те три года, что существует РФПЛ?

- При том опыте, что у нас есть, создать что-либо не так сложно. Важнее сделать так, чтобы созданная организация продолжала развиваться и успешно выполнять свои функции, подтверждая свою необходимость. На тот момент создание премьер-лиги было продиктовано временем. Назрели противоречия между клубами, выступавшими в элите, и остальными командами. Как спортивные, так и финансовые. Ничего нового, по сути, мы не придумывали. Подобные организации созданы и в Италии, и в Англии, и в Германии… Время показало, что мы в основном справились с поставленными задачами. Прежде всего удалось создать телевизионный пул, а это, поверьте, было совсем непросто. Снизился процент так называемых негативных явлений в футболе. Более спокойно стали решаться спортивные вопросы, такие, как судейство, ритмичный календарь, или переносы матчей команд премьер-лиги. Раньше ведь все эти вопросы решались Профессиональной футбольной лигой, как организацией общественной, коллегиально. То есть это решали и представители клубов первого и второго дивизиона, которые не всегда были полностью в курсе проблемы.

- Последний год в жизни РФПЛ получился бурным, если не сказать скандальным. Неизбежные издержки прихода в наш клубный футбол больших денег?

- Тут, может быть, вопрос в том, что лига не может пока до конца определиться с моделью управления. Вначале планировалось, что президент РФПЛ выбирается на два года из числа руководителей клубов, а исполнительный директор премьер-лиги занимается решением текущих вопросов. На тот момент эта схема была оптимальной. Но когда приходят большие деньги, каждый, кто их тратит, требует взамен результата. Отсюда может возникнуть соблазн использовать административный ресурс, в том числе и тот, что дает пост президента РФПЛ. Вокруг этого и возникли какие-то подозрения, какая-то боязнь этого административного ресурса. Страх того, что его может использовать в своих целях какой-то клуб. Должен заметить, что опасения эти преувеличены. Но мы пошли на изменения устава, уменьшив срок президента до одного года и расширив полномочия генерального директора. Но под конец сезона возникли проблемы у генерального директора: он не имел возможности заниматься своими обязанностями, и, по сути, премьер-лига на какой-то момент осталась без оперативного управления. Может быть, это тоже сделало концовку сезона несколько нервной.

- По поводу административного ресурса. Оканчивая юридический факультет, вы написали диплом по теме «Превышение должностных полномочий». Говорят, приемная комиссия вас слушала, открыв рты. Были примеры и из футбола?

- Нет, такого ажиотажа не было. Быть может, интерес вызвал тот факт, что председателем приемной комиссии был прокурор Санкт-Петербурга. Примеров из футбола не было. Но практическая часть была очень обширной. Ведь я в свое время был заместителем у мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, работал в социальной сфере. Так что материала было достаточно много. До сих пор немного жалею, что не стал дальше писать кандидатскую.

- Сейчас в российском футболе возможно набрать материал на такую диссертацию?

- Вряд ли. Судебной практики нет. Есть Закон о спорте, где предусмотрены наказания за влияние на результат, оказание давление на судей и участников соревнований и прочее. Но дел таких в судопроизводстве практически нет.

- Виталий Леонтьевич, в свое время вы владели десятью процентами акций «Зенита»…

- Одиннадцатью, если быть точным. Но когда я ушел из клуба, я продал свои акции Банкирскому дому Санкт-Петербурга. Оставил себе 30 акций - это какие-то тысячные процента. На память.

- Нет сожаления, что не имеете теперь возможности влиять на дела в клубе?

- С нынешним руководством у нас были разные точки зрения на то, как должен развиваться клуб. Я хотел, чтобы у «Зенита» было как можно больше акционеров, чтобы это действительно была народная команда. В Санкт-Петербурге не так сложно найти компаний десять, которые бы владели небольшими пакетами акций и согласны были бы вкладывать деньги в клуб, превосходно понимая, что бизнес этот убыточен. Так живут многие клубы в Европе. «Зенит» пошел по другому пути, который сейчас более популярен в российском футболе, - один крупный владелец-донор, который и финансирует клуб. Здесь существует опасность, что у компании, владеющей клубом, может пропасть интерес и команда умрет. Примеров этому в России можно найти множество. Но есть в Европе удачные примеры и такого построения. Возьмите тот же «Милан» Сильвио Берлускони.

- Когда-то вы говорили о том, что футбольный клуб в России сделать неубыточным сложно, но можно. Не изменили своего мнения?

- Это дело не двух-трех лет. Здесь имеет место и социальный фактор. Наши болельщики не могут платить большие деньги за билеты, атрибутику, не могут на существенные прибыли рассчитывать спонсоры. А между тем надо учитывать, что у российских клубов постоянно растут расходы.

- Нет возможности искусственно уменьшить этот рост, приняв соответствующие корпоративные законы?

- Такие механизмы существуют в НБА, НХЛ. В Европе в футболе тоже постепенно приходят к этому. Посмотрите, сейчас, кроме Англии, нигде особенно крупных трансферов нет. Вот в Германии привели свои запросы в соответствие со своими возможностями. Постепенно придем к этому и мы. Я, кстати, в бытность свою президентом РФПЛ предлагал ограничить суммы, выплачиваемые за тех футболистов, у кого закончился контракт. Тогда меня не поддержали, аргументируя тем, что есть свободный рынок, пусть он и диктует цены.

- Продав акции, наверняка все равно остались болельщиком «Зенита». Четвертое место в минувшем чемпионате - провал?

- Да, наверное. Досаднее всего, что все было в своих руках. В том году все складывалось как нельзя благоприятно, чтобы быть как минимум в тройке. И дело даже не в том поражении ЦСКА со счетом 0:3. Медалей лишилась из-за того, что упустили очки в других матчах. С тем же «Амкаром», с «Рубином»… Ведь класс команды определяется умением сыграть на результат. Этого «Зениту» как раз не хватило и в чемпионате, и в Кубке УЕФА. О причинах мне трудно рассуждать. Но, может быть, они заключаются в недостаточном внимании к своим воспитанникам.

- Рискнете дать прогноз на нынешний футбольный год?

- Прогнозы - дело неблагодарное. Но совершенно очевидно, что накал борьбы в чемпионате возрастет, расширится круг претендентов на «золото». К ЦСКА и «Локомотиву», несомненно, присоединятся «Зенит» и «Крылья Советов», почувствовавшие «вкус» медалей. Жду взлета и от «Сатурна», руководство которого делает все, чтобы команда добивалась побед. Посмотрите, как усилился «Спартак», у которого помимо игроков есть очень квалифицированный тренер Александр Старков. Ведь не секрет, что он в свое время мог очутиться и в «Зените». Должно сказать свое слово и «Динамо», и «Торпедо», которому в прошлом году не хватило сил на длинную дистанцию. Словом, чемпионат будет очень интересным.

- А что скажете про сборную?

- Здесь я могу говорить только как болельщик. И, конечно, желаю ей добиться результата. Сборная - это витрина нашего футбола. По подбору игроков наша команда обязана пробиваться в финальную часть любого чемпионата мира или Европы, есть у нашей национальной команды и приличное финансовое обеспечение. Дело за малым - свести эти составляющие воедино.