Николай Иванов: Потерять монетку - плохая примета

Николай Иванов: Потерять монетку - плохая примета

По итогам прошлого сезона питерец Николай Иванов был признан Коллегией футбольных арбитров России лучшим судьей страны Судейский ритуал - Как готовитесь к матчам? - Утром в день игры я еду на совещание с представителями команд.

По итогам прошлого сезона питерец Николай Иванов был признан Коллегией футбольных арбитров России лучшим судьей страны

Судейский ритуал

- Как готовитесь к матчам?

- Утром в день игры я еду на совещание с представителями команд. Потом возвращаюсь в гостиницу. Если игра начинается вечером, могу немного прогуляться по городу. А если в 16.00, то сразу иду обедать, после чего час отдыхаю, сплю. Затем отправляюсь на стадион.

- Перед выходом на поле приводите себя в порядок?

- Конечно, для судьи очень важно выглядеть опрятно. Если время позволяет, могу и лак на прическу положить, и наодеколониться. Но чаще перед игрой решаю организационные вопросы и времени долго заниматься своей внешность не остается. Форму надел, причесался - и вперед.

- Бывало, что забывали в судейской карточки или свисток?

- Пару раз случалось, монетка для жребия терялась. Приходилось заменять ее свистком. Для меня это - плохая примета. Вскоре после того, как пропадала монетка, я получал дисквалификацию.

На поле не хлопаю

- Когда судите матчи, успеваете оценить красоту футбола?

- Да, это пришло с опытом. Самый яркий момент - матч Кубка УЕФА между английским «Ньюкаслом» и голландской «Бредой», на котором я работал главным арбитром. В одном из эпизодов англичанин Грег Белами выдал ювелирную передачу метров на 25, и «Ньюкасл» забил гол. Иногда поражаешься культуре западных футболистов. Я был судьей на линии во время полуфинала Лиги чемпионов «Милан» - «Интер». В одном из моментов миланец Гаттузо пошел в стык с соперником с такой яростью, что мне показалось - он ему ноги оторвет. Но в последнюю секунду итальянец понял, что не успевает к мячу первым, убрал ноги. Российский тренер в такой ситуации сразу бы набросился на игрока с упреками: «Чего ты ноги убираешь!»

- С иностранными тренерами вам легче работать, чем с нашими?

- Это разные культуры. Нашему тренеру можно делать сколько угодно замечаний, но на него это не подействует. Иностранцы уважают судей. Как-то я был резервным арбитром на матче «Интера», когда команду тренировал Эктор Купер. Он всю игру возмущался. Я ему сделал несколько замечаний. Когда мы встретились в следующий раз, Купер посмотрел на меня, улыбнулся, встал у скамейки запасных и простоял так всю игру. Никаких проблем не было.

То же касается и футболистов. В советские времена, если молодой игрок начинал спорить с судьей, то сразу же «получал по ушам» от возрастных одноклубников. В последние же годы все изменилось. Как-то в перерыве матча ЦСКА - «Спартак» я попросил Владимира Бесчастных утихомирить юных игроков. На что нападающий ответил: «Я ничего не могу поделать. У нас теперь все звезды».

Извинился перед Веретенниковым

- Бывает, что футболисты во время матча матерятся. А судья может себе это позволить?

- Все зависит от ситуации. С некоторыми игроками по-другому просто нельзя. А вот с Андреем Тихоновым, к примеру, я даже на повышенных тонах ни разу не разговаривал. Бывали случаи, когда я резко отвечал на выпад и понимал, что не прав. В 1997 году судил матч с участием «Ротора». Олег Веретенников употребил какое-то «термоядерное» выражение. Я ответил ему тем же. В перерыве подошел к нему, извинился.

- Но за мат на поле полагается красная карточка...

- Да, но если это правило применять формально, то через пять минут после начала матча на поле никого не останется. В российском футболе есть такое понятие - рабочий мат. За него не удаляют. В России нецензурными выражениями не ругаются, на них разговаривают. Поэтому на что-то надо закрывать глаза. Когда же футболист откровенно хамит, карать это следует без раздумий.

- Арбитры дружны между собой?

- Не могу сказать, что мы очень близки. Но в последние годы отношения между арбитрами стали лучше. Раньше было много группировок. Судьи по-черному завидовали друг другу из-за того, что кто-то попал в список судей ФИФА, а кто-то - нет, кого-то назначили на важный матч, а кого-то - нет... Сейчас же лидеры нашего цеха Валентин Иванов, Юрий Баскаков, Игорь Егоров легко находят между собой общий язык. Мы можем помочь друг другу в трудную минуту, поддержать.

Был уверен, что футбол чист

- Ваша супруга не просит вас бросить судейство?

- Нет. Мы поженились, когда я уже обслуживал матчи высшей лиги. Это моя работа, и подобный вопрос не поднимался. Я стараюсь оградить семью от всего негатива, который сопутствует судейству, от давления, которое оказывается на нас различными деятелями. Мне очень не хочется, чтобы в окна моей квартиры бросали бутылки с зажигательной смесью. Чтобы во время трансляций матчей в квартире сидели крепкие парни, заинтересованные в том, чтобы игра закончилась с нужным результатом.

- Вам тоже не удалось избежать неприятностей: в октябре прошлого года после бандитского нападения вы оказались в больнице...

- Да. И я уверен, что это связано с футболом. Кто-то заказал, кто-то выполнил. Мы живем в стране, где люди не уважают закон. Судить в России очень тяжело. Когда я начинал карьеру, то был уверен, что все команды играют по-честному. Помню, давным-давно я был помощником главного судьи на одном из матчей второй лиги. Ко мне в первый раз в жизни подошли люди с конкретным предложением. Попытались договориться. Так я по наивности даже не понял, о чем речь идет. Для судьи очень важно не поддаваться соблазнам. Если ты начинаешь зависеть от какого-либо клуба, то потом уже не вырваться. У каждого арбитра есть своя репутация. И в зависимости от нее люди строят с судьей взаимоотношения.

Николай Иванов

Родился 24 января 1964 года в Ленинграде. Рост 179 см, вес 78 кг. Судить начал в 1981 году. Матчи второго дивизиона обслуживает с 1990 года, первого дивизиона - с 1991-го, высшего - с 1996-го. С 2000 года судья ФИФА. По профессии - менеджер. Владеет английским языком. Обслуживал матчи Кубка УЕФА, Кубка Интертото, Кубка чемпионов Содружества, финальный турнир чемпионата Европы до 19 лет, товарищеские матчи национальных сборных. В 2004 году признан лучшим арбитром России. Хобби: баскетбол, мини-гольф. Жена Наташа, сыну Вите 4 года.

ИСТОРИИ ОТ ИВАНОВА

Засчитал гол рукой

В прошлом году я судил матч «Рубин» - «Спартак». Казанский нападающий забил гол, подыграв себе рукой. Он находился ко мне спиной, и я игры рукой не заметил. Но по траектории полета мяча почувствовал: что-то не так. Но для отмены гола оснований не было. Пришлось засчитать.

Горчичник Ковтуна

Когда Юрий Ковтун играл за московское «Динамо», я судил около десяти игр этой команды. Этого защитника считают самым грубым в России, но в этих поединках я только раз показал ему желтую карточку. И то «запланированную». К той встрече на Ковтуне «висело» три предупреждения, и он искал четвертое, чтобы дисквалификация пришлась на следующий матч - кубковый поединок с командой второй лиги. Под конец игры Юрий подбежал ко мне, активно размахивая руками. Я понимал, что с трибун это выглядело, как оскорбление арбитра. И хотя Ковтун ничего плохого в мой адрес не говорил, я наградил его горчичником.

Тренеры учат, как обмануть судью

В России есть команды, в которых тренеры проводят специальные занятия, посвященные тому, как обманывать судей. Наставники рассказывают, как лучше схватить нападающего в штрафной площадке, чтобы судья не видел. Как грамотно упасть и заработать пенальти. С подобным антифутболом бороться очень трудно.