"Зенит" - семья сложносочиненная

"Зенит" - семья сложносочиненная

Взаимоотношения в любой футбольной команде всегда складываются непросто. В нынешнем "Зените" - особенно Пять группировок и одинокий Хаген Об уникальном единении "Зенита" со своими болельщиками принято писать много и с восхищением.

Взаимоотношения в любой футбольной команде всегда складываются непросто. В нынешнем "Зените" - особенно

Пять группировок и одинокий Хаген

Об уникальном единении "Зенита" со своими болельщиками принято писать много и с восхищением. Но есть ли единение в рядах самой команды? В определенном смысле - да. Вот только сказать, что футболисты "Зенита" живут словно одна семья, нельзя никоим образом.

Так уж как-то всегда складывалось в питерской команде: так называемый микроклимата итоге погубил чемпионский "Зенит" Садырина, в начале нынешнего века зенитовцы баловались "дедовщинкой" при Морозове, потом от "дедушек" долго и упорно избавлялся Петржела. Которому вроде бы это удалось. Однако... В нынешнем "Зените" сложилась хитрая система отношений.

Что мы имеем? Первое: "питерских гениев" (звездные воспитанники местного футбола). Второе: чехов (отнесем сюда и словаков). Третье: югославов (обобщенно). Четвертое: совсем молодых ребят, которые то появляются, то исчезают. И наконец, пятое: авторитетных ветеранов, коих всего трое - Владислав Радимов, Александр Спивак и Александр Горшков. Есть еще, впрочем, всегда улыбающийся Валерий Цветков. Не определившийся, но склонный к своим партнерам по бывшей молодежной сборной России (из первой группы) новичок Олег Трифонов. Да одинокий норвежец Эрик Хаген, который пока подыскивает себе компанию исключительно по лингвистическому принципу.

Крижанац дает отпор

В каждой группировке есть свой лидер. Например, чехов возглавляет опытный Павел Мареш - человек тихий, спокойный (может быть, даже чересчур). Как правило, именно его Петржела вызывает на беседу, если у тренера возникают проблемы с чешской диаспорой.

Македонец Величе Шумуликоски - лидер среди югославов. Настоящий "человек команды", он пользуется уважением во всем коллективе. Его правой рукой вскоре, судя по всему, станет Ивица Крижанац - как только освоит русский язык. И Величе, и Ивица - лидеры по натуре. Уверенные в себе, взрывные, они умеют постоять за себя в любой ситуации. Год назад, по прибытии в "Зенит", Шумуликоски (в отличие, например, от доброго, но "непробивного" боснийца Дарко Малетича) сразу сумел поставить себя так, что никому не удалось загнать его в угол. Что значит "загнать в угол"? Да очень просто.

Дело в том, что некоторые "питерские гении" отличаются довольно своеобразным характером, который формируется не то плохим воспитанием, не то чрезмерной популярностью, коей избалованы футболисты, - за ними сила тысяч болельщиков с транспарантами "Руки прочь от питерских воспитанников!". На деле же получается, что не только руки, но и ноги. Да-да, к иному и прикоснуться на тренировке нельзя. Вот совсем недавно Крижанацу пришлось постоять за себя, когда один из "питерских", обиженный элементарным подкатом в исполнении защитника, попросту говоря, на него "наехал". Горячий хорват завелся и ответил - причем весьма достойно. Оппоненту ничего не оставалось, как поглубже втянуть голову в плечи. Югославам вообще палец в рот не клади. Эти ребята еще со времен балканской войны привыкли приходить на тренировку с пистолетом за пазухой.

Что же касается "питерских гениев" (сразу исключим из их числа Вячеслава Малафеева - и вовсе не потому, что Слава не питерский и не гений), то здесь лидирующие позиции за Андреем Аршавиным - неспроста именно его избрали вице-капитаном "Зенита". Андрей - личность неординарная, за словом в карман не лезет. И ему в рот с удовольствием поглядывают многие юниоры (вчерашние болельщики) - из тех, которые то появляются, то исчезают.

А вот Кержаков на роль "души компании" как-то не претендует. Хотя молодых гоняет - будь здоров. Но молодые - это одно. Легионеры - совсем другое.

Зачем Петржеле нужен Радимов?

Некоторый баланс в коллективе соблюдается благодаря Владиславу Радимову. Его авторитет непререкаем. И "быковать" с Радимовым не позволяет себе никто - в том числе и зарывающиеся юнцы. Во время матча или на тренировке Радимов без стеснения рычит на "звезду", если та, скажем, не отрабатывает в обороне. А после уже спокойно, но твердо втолковывает, почему нужно поступать так, а не этак. Влада уважают все без исключения футболисты, и, вероятно, именно это обстоятельство заставляет главного тренера закрывать глаза на проделки капитана. Роль Радимова особенно ярко проявилась по ходу конфликта, разгоревшегося во время испанского сбора.

Владислав, будучи другом провинившегося Александра Спивака, возглавил группу "парламентариев", которая отправилась к Петржеле бить челом за своего товарища. Помимо Радимова "слово молвили" и Величе Шумуликоски. При этом Шумуликоски, как нам кажется, принял участие в данной акции просто в силу своей природной "командности", а Аршавин так и вовсе - "за компанию" (Спивак - человек достаточно суровый, и молодому Аршавину в свое время от него доставалось). Спивак (как и Радимов) в команде (пока?) остался. И сдается, что именно благодаря усилиям Радимова, а не давлению со стороны руководства клуба. Просто Петржела мог вполне резонно рассудить, что сидеть на пороховой бочке под названием "взбунтовавшийся Радимов без Спивака" будет более чревато, нежели управлять парой, в общем-то, поставленных на место ветеранов.

И все-таки семья

И ранее в "Зените" бывало, что команда, условно говоря, делилась на лагеря. В одном не стеснялись поддерживать Петржелу, в другом чуть ли не в открытую называли первых "чего-то-там-лизами".

Но если в первый год пребывания Петржелы в "Зените" все проблемы можно было объяснить понятным словом "дедовщина", то теперь, как видите, отношения в коллективе, прямо сказать, сложносочиненные. Скажем, было бы опрометчиво делить команду на "людей Петржелы" (причисляя к таковым всех футболистов, которых пригласил тренер) и старожилов. Переплетения групп и интересов здесь настолько запутаны, что и десятую долю всех нюансов словами не описать. Впрочем, попробуйте внятно описать отношения внутри любого - скажем, вашего рабочего коллектива. Или вашей семьи. Непросто... Так что, несмотря ни на что, "Зенит" - все-таки семья.