За четыре года ни одного плей-офф

За четыре года ни одного плей-офф

В иерархии российской хоккейной суперлиги перемен в последние годы на первый взгляд происходит не много. Так, в последние четыре сезона, начиная с чемпионата-2001/02, шесть команд составили своеобразную "касту неприкасаемых", попадающих в плей-офф при любых обстоятельствах.

В иерархии российской хоккейной суперлиги перемен в последние годы на первый взгляд происходит не много. Так, в последние четыре сезона, начиная с чемпионата-2001/02, шесть команд составили своеобразную "касту неприкасаемых", попадающих в плей-офф при любых обстоятельствах. Независимо от любых тренерских перемещений, собственных селекционных удач и провалов и даже в условиях полной непредсказуемости энхаэловского локаута "Динамо", "Лада", "Магнитка", "Ак Барс", "Локомотив" и "Авангард" не давали и не дают повода усомниться в своем праве на участие в решающей стадии чемпионата России.

Но и при такой внешней предсказуемости событий регулярного первенства и ограниченном количестве "свободных вакансий" в плей-офф за эти четыре года в российском хоккее нашлась лишь одна-единственная команда, исправно начинавшая сезон в суперлиге, но так ни разу за это время не попавшая в плей-офф. Более того, ни разу всерьез на это и не претендовавшая. Речь о питерском СКА.

Формально, правда, к армейцам с берегов Невы можно было бы добавить и ЦСКА, который также выступал в суперлиге все эти четыре года и тоже ни разу не пробился в плей-офф. Но все-таки в недавнем процессе объединения двух хоккейных ЦСКА нынешний клуб в гораздо большей степени может считаться правопреемником "тихоновской команды", прошедшей в этот период испытание высшей лигой.

То есть "достижение" СКА объективно все-таки следует признать совершенно эксклюзивным. Каков же уникальный рецепт этой команды? Как, играя в лучшем хоккейном дворце России, представляя город, где живут одни из лучших в стране болельщиков (в футболе этот факт принято считать само собой разумеющимся), имея вполне конкурентоспособный бюджет (по крайней мере на уровне команд, завоевывающих из года в год те самые две "свободные путевки" в плей-офф), сделать мечту о борьбе за медали абсолютной абстракцией? В самом Петербурге этот вопрос давно уже признали риторическим. И привыкли с грустной иронией относиться ко всем разговорам о "месте в плей-офф как главной задаче сезона", с которыми СКА каждый год вступает в очередную календарную осень.

Вся эта ситуация в питерском хоккее, парадоксальная с точки зрения всех канонов формальной логики, парадоксом на самом деле не является. Скорее наоборот. Она - простое подтверждение закона большого спорта, в котором для того, чтобы чего-то достичь, надо как минимум очень этого хотеть. В сегодняшней же системе хоккейного клуба СКА попадание или непопадание в плей-офф абсолютно ни для кого - ни для руководства клуба, ни для тренеров, ни для игроков - вопросом жизни и смерти не является. Именно положение вещей, когда бюджет у клуба есть, а хозяина, реально спрашивающего за эффективность его использования, нет, и можно считать эксклюзивно-питерским хоккейным рецептом под названием "четвертый год без плей-офф".

Финансово поддерживавшая команду на протяжении всего этого времени компания "Ленэнерго" делала это не столько из любви к хоккею, сколько выполняя некий социальный заказ города. По сути, лишь однажды - в апреле 2002-го - глава "Ленэнерго" Андрей Лихачев проявил реальную практическую заинтересованность в делах хоккейного клуба, волевым решением назначив патриарха российского тренерского цеха Николая Пучкова главным тренером СКА.

Сейчас можно долго спорить о том, чем закончился бы эксперимент и насколько оправдала бы себя сделанная Пучковым ставка на питерскую хоккейную молодежь. Ответа на этот вопрос нет и уже не будет. С одной стороны, в том же Петербурге есть пример деятельности Юрия Морозова в футбольном "Зените", дважды - в начале 80-х и 20 лет спустя - выбиравшего именно этот путь и оба раза выводившего "Зенит" в призеры. При этом еще и создавая команду, болели за которую не только на берегах Невы, но и по всей стране.

Скептики вполне могут возразить: мол, любые прямые параллели между российскими футболом и хоккеем заведомо обречены - слишком разными являются законы и "правила игры" в этих видах спорта. Так или иначе, но пребывание Николая Пучкова во главе СКА продолжалось лишь чуть больше месяца регулярного чемпионата России. Эксперимент закончился. И начались (точнее, продолжились) питерские хоккейные будни - унылые, как осень на Финском заливе.

Перед нынешним сезоном у СКА появился новый генеральный партнер - компания "Еврохим" с заместителем генерального директора Павлом Яковлевым, который взял на себя финансирование 60 процентов бюджета армейцев и наконец-то заявил о спортивных амбициях клуба: "Наше сотрудничество первоначально рассчитано на три года, а его конечной целью являются медали чемпионата России".

Показалось - вот оно, последнее недостававшее звено. Однако сейчас уже можно подвести итог: первый год подобного сотрудничества никаких видимых со стороны изменений не принес. Даже селекционная политика питерского клуба в условиях энхаэловского локаута заставила предположить, что лозунг "плей-офф или смерть" в этом году был для армейцев по-прежнему не слишком актуален. В начале сезона принципы приглашения энхаэловцев президент СКА Борис Винокуров сформулировал предельно четко: "Критериев два: человек должен иметь отношение к нашей команде и желание в период локаута выступать именно за СКА". Исходя из этих принципов в Петербурге появились Михаил Семенов, Александр Хаванов (пусть и ненадолго), Федор Тютин. И вдруг - внезапное приглашение в Питер энхаэловской звезды Микаэля Нюландера, которое удивило многих.

Швед приехал в СКА после Нового года, когда даже теоретические шансы армейцев на выход в плей-офф были уже минимальными и никакой спортивной логики в столь дорогой покупке не наблюдалось - тем более что она явно расходилась и с озвученными выше постулатами клуба (не считать же всерьез, что Нюландер имеет какое-то отношение к СКА только потому, что несколько лет назад в Питере играл его брат). Приблизиться к зоне плей-офф Нюландер армейцам, естественно, не помог, зато с финансовой точки зрения его последующий переход в "Ак Барс" наверняка оправдал всю затею с приглашением форварда.

Особое положение СКА на российском хоккейном пространстве последних лет привело к тому, что и болеют за свою команду в Питере совсем не так истово, как за "Зенит". Это и неудивительно, ведь местные любители хоккея уже давно лишены сильных эмоций - в отличие от поклонников всех других клубов нынешней суперлиги, они не вкусили ни безумного напряжения плей-офф, ни трагедии падения в высшую лигу и радости возрождения в элите. Но эксклюзивность подобного положения СКА не радует уже, похоже, никого. А значит, не может продолжаться долго - даже при том, что закрытие суперлиги лишило армейский клуб худшего из двух возможных вариантов избавиться от своего особого статуса.