Борису Гулину – 60!

Борису Гулину – 60!

Более четверти века ведёт свои репортажи Борис Гулин. Интересно, что в молодые годы Борис Фёдорович даже и не помышлял о карьере журналиста, мечтал стать учёным, закончил физический факультет ЛГУ.

Более четверти века ведёт свои репортажи Борис Гулин. Интересно, что в молодые годы Борис Фёдорович даже и не помышлял о карьере журналиста, мечтал стать учёным, закончил физический факультет ЛГУ. Однако любовь к спорту оказалась сильнее.

26 января Борису ГУЛИНУ исполняется 60 лет. Сегодня у читателей «Пенальти» есть прекрасная возможность узнать нюансы работы спортивного комментатора, можно сказать, из первых уст.

– Помнится, великий аргентинец Диего Марадона с недоверием относился к журнали-стам, которые сами никогда в жизни не ударили по футбольному мячу. На ваш взгляд, для человека, пишущего и рассказывающего о футболе, важно самому соприкоснуться с игрой, пускай даже не на самом высоком уровне?

– Для футбольного комментатора, работающего в прямом эфире, это необходимо, ведь оценку игры надо давать ежесекундно. Незнание тонкостей футбола сразу же выдаёт некомпетентность журналиста. Но при этом нужно быть тактичным, не навязывать любителям футбола своё мнение.

– А как вы сами приобщились к спорту. Наверняка, это было ещё в детские годы?

– Действительно, это так. Я учился в 172-й школе. Выступал в районных соревнованиях по спортивной гимнастике, настольному теннису, волейболу, баскетболу… И всё же больше всего мальчишек моего поколения притягивал футбол. Моим первым тренером был Николай Яковлевич Копус – легендарный в прошлом защитник «Зенита», обладатель Кубка страны 1944 года. В 1950-е годы он был тренером-организатором нашей футбольной команды в Таврическом саду. Уже позже, благодаря Копусу, я оказался в спортивном коллективе Ленинградского металлического завода, выступавшего в чемпионате города. Прошло время, и меня пригласили в футбольную школу при команде мастеров «Адмиралтеец», которой руководил Владимир Апполонович Кусков. Авторитет этого специалиста, в прошлом игрока сборной России и СССР, был для нас непререкаем. Но главное его качество как тренера было умение чётко уловить тенденции современного футбола. Помню, в 1958 году он взял путёвку в Швецию и наблюдал за матчами чемпионата мира. Вернувшись, на первой же тренировке сказал нам: «Ребята, начинаем работать с мячом внешней стороной стопы. Так играют бразильцы!». В 1963 году (уже в составе первой юношеской команды «Динамо») я стал чемпионом Ленинграда. Увлечение футболом продолжилось и в студенческие годы. Кстати, мне везло на тренеров. Лично был знаком с кудесником мяча Петром Тимофеевичем Дементьевым, тренировавшего молодёжный состав «Адмиралтейца». А в мужской команде «Кировец», где я собственно и закончил активные выступления на футбольных полях Ленинграда, моими наставниками были Анатолий Семёнович Викторов и Аркадий Иванович Алов.

Футбол я любил самозабвенно, но, признаться, не думал, что стану спортивным комментатором. Помог случай. В период обучения в университете защищал цвета студенческой команды ЛГУ. Тогда-то и познакомился с бывшим форвардом «Зенита» и ленинградского «Динамо» Александром Василевским, который, закончив факультет журналистики, работал на Ленинградском радио. Он и привлёк меня к нештатной работе. Стремительно надвигающаяся Московская Олимпиада стала переломным моментом в моей жизни. Страна готовилась к главному спортивному соревнованию четырёхлетия во всех направлениях. В результате в августе 1977 года я был принят в штат Ленинградского комитета по телевидению и радиовещанию и направлен в Москву для обучения на специальном отделении факультета журналистики МГУ имени Ломоносова в группе олимпийских комментаторов. Всего за два года я получил второе высшее образование. Под руководством олимпийского чемпиона Александра Иваницкого стажировался в редакции спортивных программ Центрального телевидения и радио. На самих Олимпийских играх работал редактором-координатором телевизионной бригады Ленинградского телевидения, освещавшей соревнования по плаванию, готовил репортажи для радиостанции «Маяк».

Вернувшись из Москвы, я совмещал работу в радиоэфире с телевизионной, благо редакция спортивных передач была объединённой. В основном вёл волейбольные телерепортажи. Почувствовал эту игру не сразу. Постоянно общался с Вячеславом Платоновым, Зиновием Чёрным, игроками питерского «Автомобилиста». Начал с освоения специальных терминов волейбола, изучал тактику этой игры. Всё это пригодилось, когда комментировал матчи, в том числе и сборных СССР – и женской, и мужской, а также сильнейших волейбольных клубов страны.

Что касается футбольных репортажей, то первый раз я оказался в комментаторской кабине стадиона имени Кирова ещё в студенческие годы во время конкурса футбольных комментаторов, которые проводил Виктор Сергеевич Набутов. Сито отбора в первый раз пройти не удалось, но похвалу Набутова запомнил надолго. Тогда он сказал: «Будешь работать над собой – станешь профессионалом». Слова эти стали пророческими. Тогда я впервые остался один на один с микрофоном. И сейчас люблю проводить репортажи, находясь в кабине в полном одиночестве. Создаётся впечатление, что ты разговариваешь со слушателем один на один.

– Приходилось сталкиваться в работе с внештатными ситуациями?

– Сложности были связаны с волейбольными репортажами, когда пяти партиям, игравшимися с переходами подачи, в эфире отводилось 40 минут. К примеру, ты блестяще прокомментировал первую партию, а её взяли да и «вырезали» при подгонке хронометража. Естественно, это отражалось на качестве всего репортажа. Волейбольным комментаторам сегодня полегче. И правила волейбола стали другими, да и времени на телеканале «Спорт» для волейбола отводится значительно больше.

– Пока не приоткрылся «железный занавес», тема «выездных» и «невыездных» журналистов была актуальной, если не сказать наболевшей. Когда Борису Гулину удалось первый раз отправиться за пределы бывшего Советского Союза?

– В 1984 году я воочию наблюдал за матчами чемпионата Европы во Франции. Болельщики со стажем помнят великолепную игру «трёхцветных» во главе с Мишелем Платини. Осталась в памяти поездка в 1988 году на Олимпийские игры в Сеул. Я вёл репортаж на радиостанцию «Маяк» о матчах волейбольного турнира. Не сочтите за нескромность, но именно я первым среди наших журналистов почувствовал, что женская команда под руководством Николая Карполя сумеет завоевать золотые медали, и передал это настроение болельщикам.

– Ваш сын Никита Гулин уже довольно популярный ведущий спортивных программ, комментатор. Многим зенитовским болельщикам запомнилась его авторская работа «Золото «Зенита»: двадцать лет спустя». Положа руку на сердце, рады, что сын пошёл по вашим стопам, продолжил династию?

– Конечно, мне это приятно. Сам посоветовал поступить ему на факультет журналистики, так как ещё с детства у него была отличная память, грамотная речь, он на лету схватывал информацию. Тем более, чувствовалось, что у сына больше наклонностей не к точным наукам, а к гуманитарным. Никита начинал работу в журналистике с общеполитических программ. Мне казалось, что в этом он нашёл свою стезю. Но и для него, видимо, занятия хоккеем в детстве и юности не прошли бесследно, поэтому он и сконцентрировал свои усилия на спортивной журналистике, что тоже даёт возможность расширять спектр знаний, а они рано или поздно найдут своё применение.

– Последнее время вы являетесь пресс-атташе ФК «Петротрест». В этой связи интересно узнать вашу точку зрения на тему количества и качества питерских команд в российском чемпионате. С моей точки зрения, городу с богатейшими футбольными традициями не достаточно одного «Зенита» в элитном дивизионе?

– Это сложный вопрос. Хотя большинство коллег солидарно с вами. Питерскому футболу необходима конкуренция. Я вспоминаю дерби между «Зенитом» и «Динамо» в далёкие годы. Для болельщиков такие игры были лакомым кусочком. Увы, экономические реалии сегодняшних дней, видимо, пока не позволяют поднять за короткий срок на высокий уровень хотя бы ещё один питерский клуб. Вспомните судьбу «Кировца», «Смены-Сатурна», «Локомотива», «Динамо СПб»… Но время такое рано или поздно наступит. И я надеюсь, что, делая шаг за шагом, «Петротрест» сможет пройти этот трудный путь.