Футбол и ТВ: любовь по расчету

Футбол и ТВ: любовь по расчету

Сегодня общее собрание руководителей клубов Российской футбольной премьер-лиги обсудит вопрос о продаже телевизионных прав на показ матчей чемпионата России.

Сегодня общее собрание руководителей клубов Российской футбольной премьер-лиги обсудит вопрос о продаже телевизионных прав на показ матчей чемпионата России.

У обеих сторон - РФПЛ и ТВ - существует немало разногласий, которые предстоит решить. "СЭ", со своей стороны, пытается проанализировать, в каком направлении будут развиваться отношения между Лигой и телевидением и что в итоге получит тот, ради кого все это затевается, - футбольный болельщик.

ХОРОШИЙ ПРОДУКТ МОЖНО ПРОДАВАТЬ С ВЫГОДОЙ

Президент РФПЛ Юрий Заварзин, который был в пятницу гостем "СЭ", рассказал о переговорах с участием трех заинтересованных сторон: Лиги, телевидения и одного из подразделений компании Fedcom, которому клубы недавно передали права на телетрансляции (читайте интервью с Заварзиным на 8-й странице). Многое в то же время продолжает оставаться неясным. Почему телевидение должно заплатить за футбол в три раза больше, чем три года назад? Какие каналы будут транслировать матчи и в каком количестве? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, корреспондент "СЭ" беседовал вчера с совладельцем и управляющим партнером компании Fedcom-media Кириллом Игнатьевым.

- Почему компания Fedcom, чей бизнес, по распространенному мнению, связан исключительно с удобрениями, решила заняться куплей-продажей телевизионных футбольных прав?

- Fedcom, Fedcominvest и Fedcom-media, которую я представляю, осуществляют совершенно разные направления в бизнесе. Учредителем и основным владельцем Fedcom-media является Алексей Федорычев, а я как его партнер в настоящий момент веду переговоры по реализации прав на телетрансляции.

- По данным "СЭ", стоимость этих прав сейчас оценивается примерно в 17 миллионов долларов в год, в то время как три года назад телевидение заплатило 5 миллионов. Неужели наш футбол за это время стал настолько дороже?

- Для начала хочу сказать, что, по нашим прогнозам, футбол начиная с 2005 года выйдет на качественно новый уровень. В последнее время резко возросли размеры инвестиций, увеличились объемы и изменилась в лучшую сторону конъюнктура рекламного рынка. На глазах развивается инфраструктура клубов, строятся новые стадионы, меняется отношение к болельщику. И, самое главное, мы прогнозируем с этого года значительное улучшение качества собственно футбола, появление в России звезд европейского масштаба. Все это говорит о том, что футбольный продукт набирает вес, растет в цене. Следовательно, его можно выгодно продать.

- Звучит красиво. Осталось только убедить телекомпании в том, что вы продаете им "другой" футбол, более дорогой и привлекательный.

- Внесу ясность. Неверно думать, что Fedcom-media сначала заплатит сумму, о которой вы говорили, премьер-лиге, а затем, ничего не делая, попытается получить деньги от телевидения с "наваром" для себя, как обычный коммерческий посредник. Предлагаемая нами схема реализации прав принципиально иная. Мы отдаем себе отчет в том, что такими деньгами телеканалы ради убыточного до сих пор для них футбола не рискнут. Поэтому хотим продать им трансляции за сумму, скажем так, сопоставимую с суммой трехлетней давности. Думаю, с учетом растущего интереса к футболу для телевидения это будет приемлемо. Сами же действительно готовы заплатить Лиге примерно столько, сколько вы указали.

- Но в этом случае вы теряете деньги, не так ли?

- Не так. Взамен Fedcom-media получает от телеканалов телевизионные коммерческие права. И начинает их реализовывать.

- Иными словами, продавать рекламу во время трансляций станет теперь не телевидение, а Fedcom-media?

- Коммерческие права - понятие более широкое, чем рекламные вставки на ТВ. Но, по сути, вы правы. Наша компания рассчитывает привлечь спонсоров на все виды рекламной деятельности, связанной с телетрансляциями, реализовать интерес зарубежных телекомпаний к нашему чемпионату (а в настоящий момент он имеется) и "отбить" свои деньги. Информация на стадионных табло, нарезка с голами и интересными моментами тура, матчи с участием легионеров, которые будут пользоваться спросом в их странах, - все это имеет свою цену. Схема договора, который мы предлагаем - "3+1". Может, не за один год, но все-таки рассчитываем не только вернуть свое, а еще и получить прибыль. В противном случае мы были бы плохими бизнесменами.

- Получается, сделку в итоге оплатят спонсоры. Но какой смысл телекомпаниям платить пусть и небольшие, но все же деньги за футбол, показ которого продолжает оставаться убыточным?

- Во-первых, качество "продукта" меняется к лучшему, о чем я уже говорил. Во-вторых, телеканалы передают нам коммерческие права на рекламу не бесплатно. А в-третьих, не стоит забывать о социальной значимости футбола, о пользе его показа для населения России. Футбол на телеэкранах - лучше, чем его отсутствие, это аксиома. А раз так, осталось только обернуть ситуацию в свою пользу.

- Вы рассчитываете заключить несколько самостоятельных договоров или продать генеральную лицензию одному каналу, у которого потом желающие могли бы выкупать сублицензии?

- Возможен любой из этих двух вариантов. Если клубы, которые уже дали принципиальное согласие, в понедельник примут окончательное решение, до пятого февраля рассчитываю определиться, каким путем мы пойдем. Нам, пожалуй, было бы выгоднее заключить несколько независимых договоров с центральными каналами, имеющими большую зону вещания. Это позволит привлечь спонсоров на более выгодных условиях. Однако ВГТРК и канал "Спорт" могут обеспечить большее количество трансляций, так что отдача в обоих случаях получается примерно одинаковой.

- В свое время вы занимали должность в руководстве Первого канала, связанную с коммерческой деятельностью. Следовательно, Fedcom-media нельзя назвать новичком на рынке телевизионных прав?

- Сделка между РФПЛ и ТВ - не первый наш опыт в подобных делах. Компанию хорошо знают в рекламном бизнесе, мы владеем также правами на показ других спортивных соревнований. Недавно, кстати, Fedcom-media приобрела все права на показ матчей национальной футбольной сборной. Так что сейчас я бы назвал нашу компанию самым крупным частным игроком на рынке подобных услуг.

- А есть еще и не частные игроки?

- Государство. 16 миллионов долларов за показ матчей чемпионата Европы были выплачены прямиком из бюджета. Но в настоящее время и ЧМ-2006 в Германии, и ЧЕ-2008 входят в сферу наших интересов.