Клементьева ругали за патлы, Брошина выгоняли из школы

Клементьева ругали за патлы, Брошина выгоняли из школы

2005 год - юбилейный для «Зенита». Петербургскому клубу в мае исполняется 80 лет. «КП» открывает рубрику, в которой будет рассказывать о наиболее интересных страницах истории главной команды Северной столицы. Сегодня речь пойдет о детских годах девятерых футболистов «Зенита».

2005 год - юбилейный для «Зенита». Петербургскому клубу в мае исполняется 80 лет. «КП» открывает рубрику, в которой будет рассказывать о наиболее интересных страницах истории главной команды Северной столицы. Сегодня речь пойдет о детских годах девятерых футболистов «Зенита», ставших чемпионами СССР в 1984 году. Их объединяет то, что все они - выпускники знаменитой петербургской школы «Смена». О первых шагах будущих чемпионов в футболе вспоминают директор школы Дмитрий Бесов (Д. Б.) и завуч Владимир Варламов (В. В.).

Павел Садырин, главный тренер

Тренер на «Смену» обиделся

В конце чемпионата-84 между главным тренером «Зенита» Павлом Садыриным и Дмитрием Бесовым случился конфликт. В журнале «Физкультура и спорт» появилась теплая статья московского журналиста о школе «Смена». Там говорилось, что благодаря ей «Зенит» и побеждает в чемпионате.

- Прочитав этот материал, Садырин позвонил мне домой и недовольным тоном спросил: «Ну что, ты тоже славы хочешь? Может, мы и название команды поменяем с «Зенита» на «Смену»?» - вспоминает Бесов. - Садырин сильно обиделся на меня. Но я же не просил журналиста специально писать о школе в хвалебных тонах.

В результате на последний матч «Зенита» с харьковским «Металлистом» в чемпионате-84 тренерам школы дали билеты в СКК на самый последний ряд бокового сектора. А почетную грамоту за подготовку футболистов я получил от горисполкома только через семь месяцев после завоевания «Зенитом» золотых медалей.

Валерий Брошин, полузащитник

Рос двоечником

В. В.: - У Валеры было тяжелое детство. Мальчишка рос без отца. Возможно, поэтому был тихим, молчаливым. Но в то же время умел за себя постоять. И всегда пользовался уважением в команде. Привел его в «Смену» тренер Алексей Коробов, который заметил шустрого блондина, бегающего с мячом в одном из дворов на 8-й Советской. Поначалу ему не хватало «физики», но с возрастом он прибавил. На поле всегда отличался техникой и скоростью.

Д. Б.: - А вот с учебой в школе у Брошина всегда были большие проблемы. Когда он футболом еще не занимался, то в школе получал двойки-тройки. А когда уже стал тренироваться, то скатился до единиц-двоек. Каждые полгода вставал вопрос о его отчислении из школы. И я уговаривал учителей не выгонять Валеру, чтобы футбольный талант не загубить.

Сергей Дмитриев, нападающий

Не взяли в сборную

Д. Б.: - Как-то мы с Дмитриевым поехали в Выборг на просмотр кандидатов в сборную школьников Ленинграда. Сергей оказался единственным, кто в команду не прошел. И был очень расстроен. С горя даже пошел тренироваться в одиночестве. Но именно в тот день он осознал, что в футболе на одном таланте, который у Дмитриева был от природы, не выедешь. Нужен еще и ежедневный кропотливый труд. Серега стал буквально грызть землю. При этом всегда оставался спокойным парнем. Это сейчас он может построить кого угодно. А тогда тихоней был.

Юрий Желудков, нападающий

Поражал силой воли

Д. Б.: - Тренеры разглядели Юрку в Петродворце. Он там жил и занимался в филиале нашей школы. Когда стало ясно, что Желудков - самородок, мы пригласили его в Ленинград. Мальчишкой он был с исключительной силой воли - каждый день ездить из Петродворца на Гражданку тренироваться сможет далеко не каждый. А вот по характеру Юра был спокойным парнем, исполнительным. Запомнился мне один матч с участием Юры. Мы поехали в Киев на юношеский турнир. Желудкову было лет 14. По ходу одного из матчей «горели» 0:2. И тут Юра дважды подряд забивает прямыми ударами с угловых. Свой фирменный удар левой ногой он отрабатывал каждый день. После тренировок оставался и бил, бил, бил по воротам.

Борис Чухлов, полузащитник

Не брали в «Зенит»

Д. Б.: - Боря играл за вторую команду «Смены». В первую он не проходил. Ничем особенным на поле не отличался. Однажды мне позвонил один из тренеров зенитовского дубля и говорит: «У нас двое полузащитников заболели, а завтра выезд на игру. У тебя никого нет?» Я предложил Чухлова. Тренер расстроился, попросил футболиста получше. Но в итоге согласился. И Чухлов команду не подвел. Неожиданно отыграл на приличном уровне. Хотя в «Зените» все равно не закрепился. Пришлось ему вместе с Алексеем Степановым играть за команду города Карши, пока Юрий Морозов не приметил Чухлова и не вернул в Ленинград.

Владимир Клементьев, нападающий

Был очень худым

Д. Б.: - Свои первые шаги в футболе Вова делал под моим руководством. Осенью 1965 года ко мне на просмотр приятель привел худого, невзрачного паренька. Он не подходил для занятий по возрасту, и я попросил привести Вову через год. Проходит неделя, Вовку опять ведут ко мне. Я снова отказываю. Но через неделю Клементьев появляется снова. Тут я дрогнул - предложил ему побегать с командой, которая была на год старше. И он сразу же себя проявил - и скоростью выделялся, и мышлением неординарным. Я записал Клементьева в группу. Работалось с ним очень легко. Парень рос ответственным, трудолюбивым. Он понимал, что может стать отличным футболистом, но никогда не зазнавался. Единственное, за что мы его ругали, так это за длинные волосы - они мешали ему играть. Требовали постричься. Но Клементьев отказывался - уже тогда модником был.

Алексей Степанов, защитник

Чистил в «Смене» стадион

Д. Б.: - Я не верил, что из Леши получится хороший футболист. Он был медленным, неказистым. Но Степанов взял другим. Он умел грамотно выбирать позицию на поле, что очень ценили тренеры. Тем не менее после окончания «Смены» Степанов не попал ни в одну команду мастеров. Мне пришлось устроить его на работу в школу уборщиком стадиона. Обязанности свои Леша выполнял ответственно. И трибуны чистил, и вокруг поля подметал. А через три месяца его позвали в Карши и он уехал играть туда.

Геннадий Тимофеев, защитник

Нарушал режим

Д. Б.: - Гена тоже жил в Петродворце. У него были задатки отличного футболиста. Еще Юрий Морозов, глядя на юного защитника, говорил, что он должен стать игроком сборной СССР. Но разгильдяйство Гены не позволило ему вырасти в большого мастера. В «Смене» он прогуливал тренировки, не всегда выполнял задания тренеров. Когда подрос, стал баловаться спиртным, покуривать. Мне и тренерам часто приходилось мораль ему читать. Помогало это не всегда.

Аркадий Афанасьев, полузащитник

Его отличала светлая голова

В. В.: - Был очень спокойным парнем. В игре выделялся за счет нестандартного мышления, за которое Аркадия и ценили тренеры. Светлая голова на плечах помогла ему реализоваться и в жизни и в футболе.

Сергей Кузнецов, защитник

Спасли от колонии

В. В.: - Сергея и его брата-близнеца Олега в «Смену» привел тренер Геннадий Ермаков. Он заметил шустрых парней, бегающих по крышам сараев, и позвал на тренировку. Ради футбола им пришлось бросить занятия хором в Капелле. Оба брата были хулиганистыми, постоянно влипали в истории. Однажды даже ограбили лыжную базу - хотели заработать на продаже краденого. Но ребят поймали. Пришлось тренерам за них заступаться. Еле уговорили милицию не возбуждать дело - все могло закончиться колонией. Сергей всегда был более интеллигентным, чем Олег. Возможно, это ему и помогло закрепиться в «Зените».