Почему русские тренеры не любят Петржелу?

Почему русские тренеры не любят Петржелу?

Кто к нам с мячом придет... На прошлой неделе мы вскользь затронули тему весьма непростых взаимоотношений Властимила Петржелы с его русскими коллегами по футбольной премьер-лиге. Поводом.

Кто к нам с мячом придет...

На прошлой неделе мы вскользь затронули тему весьма непростых взаимоотношений Властимила Петржелы с его русскими коллегами по футбольной премьер-лиге. Поводом, напомним, послужили довольно резкие высказывания, которые в адрес главного тренера "Зенита" позволил себе наставник московского "Динамо" Олег Романцев. Очередной эпизод заочного противостояния, а проще говоря, печатной перепалки между Петржелой и российскими тренерами вызвал серьезный резонанс среди болельщиков.

Если отдельно взятую нашумевшую перестрелку Петржела - Газзаев, имевшую место на финише прошлого сезона, еще можно было бы отправить в архив библиотеки историй о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, то после того, как в "бой" на стороне Газзаева открыто вступил Романцев... Как говорится, "объединились перед лицом надвигающейся угрозы" древнерусские князьки... Если проследить развитие событий начиная с момента пришествия Петржелы на российскую землю и заканчивая изгнанием из премьер-лиги всех тренеров-европейцев, что пошли по его стопам, то налицо не просто склока-междусобойчик, а серьезный конфликт интересов - можно сказать, системный конфликт. В котором мы и попытаемся разобраться.

Враги

Год назад по окончании своего дебютного российского сезона Петржела выступил на страницах "ВП": "Как только я прилетел в Петербург, Давид Трактовенко сразу меня предупредил: "Приготовься к тому, что друзей у тебя здесь будет намного меньше, чем врагов". Когда мы вскоре снова встретились с Трактовенко, я был вынужден признать, что он оказался прав".

Что ни говори, Властимил любит поискать врагов. И справедливости ради надо признать, что давно сформировавшийся "кружок" питерских футбольных специалистов далеко не в восторге от Петржелы. И критики в его адрес действительно хватает. Но чем бы ни был вызван определенный негатив, исходящий от аборигенов, питерских тренеров понять можно - Петржела со товарищи (с ассистентами и прочими селекционерами) занимают места, на которые в той или иной степени могли рассчитывать они.

Но питерские тренеры - это одно. Другое дело - Газзаев и К°. Ни Валерия Георгиевича, ни Олега Ивановича в "Зените" и представить себе невозможно. Однако с самого начала "войны" сложилось впечатление, что российские тренеры заняли круговую оборону. И следует признать, что в этой войне стренерами-легионерами они одерживают победу: все четыре иностранца, которые приехали в Россию вслед за Петржелой, уже отправились восвояси. При этом любопытно, что на место португальца Жорже в ЦСКА вернулся Газзаев, а должность главного в "Динамо", которую год назад занимал чех Гжебик, ныне занимает Романцев. Но похоже, что нашим стратегам этого мало: "добить" бы Петржелу. Старожилами овладела жажда полной капитуляции.

Нейтралы

Впрочем, у Петржелы в России имеются если и не союзники, то по крайней мере коллеги, сохраняющие позитивный нейтралитет. Самая видная фигура из таковых - Юрий Семин. Радушные улыбки, дружеские похлопывания, крепкие рукопожатия - все это можно увидеть на пресс-конференциях после матчей "Зенита" и "Локомотива". Однако прежде чем добиться устойчивого расположения влиятельного железнодорожника, Петржела нахваливал его "Локомотив" сверх всякой меры. "В этом сезоне мне понравились две команды - "Зенит" и "Локомотив". Какая больше? Пожалуй, все-таки "Локомотив", - сказал Петржела корреспонденту "ВП" еще по итогам сезона-2003.

По приезде в Россию Петржела, надо полагать, ни с кем ругаться не собирался. Напротив - пытался установить необходимые контакты. "Еще на первых предсезонных сборах я познакомился с Александром Побегаловым, с Виктором Прокопенко. Очень приятный, кстати, человек. Недавно вот хорошо поговорили по телефону с главным тренером сборной России Георгием Ярцевым..."

"Недавно" - это осенью 2003-го. Спустя год Георгий Ярцев приедет на зенитовскую базу в Удельный парк. Тут заметим, что Ярцеву от Петржелы порой достается не меньше, чем Газзаеву и Романцеву, вместе взятым. Однако Ярцев с зенитовским тренером предпочитает не конфликтовать. Ведь он, будучи наставником национальной команды, кровно заинтересован в таких клубных тренерах, как Петржела: Властимил хотя и здесь любит побрюзжать (мол, сборники возвращаются в клуб в разобранном состоянии), но отпускает своих футболистов в сборные с подчеркнутым уважением к национальным интересам.

Словом, тренер сборной - статья особая. Ну а что касается Прокопенко и Побегалова, то обоих в премьер-лиге уже нет. Кстати, Петржела прав: и тот и другой в самом деле оставляют приятное впечатление при общении. В отличие от большинства своих русскоязычных коллег.

Делать и говорить

Но вернемся на линию фронта.

"В основном мои отношения с русскими тренерами - это рукопожатия на после-матчевых пресс-конференциях. Да и то не всегда, - продолжал Петржела. - Например, после матча последнего тура чемпионата 2003 года в Раменском тренер "Сатурна" почему-то даже не пришел на пресс-конференцию. И вообще мне показалось, что он нарочно избегал встречи со мной". "Сатурн" в то время, как известно, тренировал Романцев... Вот только год назад выпады со стороны Олега Ивановича в адрес осененного серебряным успехом Петржелы были бы едва ли уместны. Кому интересен зубовный скрежет человека, который за год пережил две громкие отставки? Теперь же Романцев демонстративно изменил свое доселе крайне неадекватное отношение к прессе, посвежел, сбросил пудик лишнего веса...

Романцев говорит, что, судя по высказываниям Петржелы, Россия для него - чужая страна. Вот здесь-то, похоже, и кроются истоки неприязни "своих" к "чужому". Ведь зенитовский тренер не хочет принимать местные законы-понятия. Однако, по правде говоря, дело вовсе не в том, что, скажем, Романцев - русский, а Петржела - чех. Работая у себя на родине, Властимил тоже за словом в карман не лез и потому успел нажить себе немало неприятелей и там.

"Он больше говорит, чем делает", - сказал Газзаев. Его слова повторил Романцев. Говорит... Делает... Ну, Газзаев, допустим, еще что-то "делает" (подробности его кипучей деятельности опускаем). Но вот что сделал Романцев за те два года, что Петржела работает в "Зените"? Вопрос риторический.

Впрочем, Петржела действительно много говорит. Но разве это плохо? Для публичного-то человека, для человека, который работает по сути в шоу-бизнесе. Или русскому человеку милее Романцев, от одного запаха которого до недавних пор шарахались журналисты? Или Газзаев, из которого доброго слова клещами не вытащишь.

Петржела - чужой. Мало того что он занимает "чужое" место, так еще и называет вещи своими именами - не согласуясь с "принципами профессиональной этики". А принципы эти, напоминая о басне про петуха и кукушку, весьма схожи с принципами круговой поруки.

ГОВОРЯТ ТРЕНЕРЫ

Газзаев о Петржеле

- Существует неписаное правило: в своих высказываниях публичные люди (а мы, тренеры, как раз такие люди и есть) должны соблюдать определенные этические нормы. Скажем, никто из представителей нашего клуба не позволил себе ничего подобного. Кроме того, уверенный в себе человек больше делает, чем говорит. Что ж, матч в Санкт-Петербурге расставил все по своим местам.

Петржела о Газзаеве

- Насчет Газзаева - не скажу ничего особенного. Это он меня, видимо, как-то особенно воспринимает, раз сказал о том, что я его перед нашей очной встречей в Питере якобы оскорбил. Между прочим, я не сказал ничего плохого в его адрес. Просто журналист меня спросил: "Какие положительные стороны тренера Газзаева вы можете назвать?" Я на это сказал: "Затрудняюсь ответить". Газзаев обиделся. Наверное, мне следовало расхвалить его до небес, чтобы все было в порядке. Или не упоминать фамилию Жорже, который, считаю, много сделал для успехов нынешнего ЦСКА. Написали, что я назвал Газзаева симулянтом. Опять же неверно! Я сказал, что когда он был футболистом, то много симулировал. Но слово "симулянт" опять-таки не прозвучало. И что я все-таки думаю о Газзаеве, спрашиваете... Так он же опять обидится... Газзаев, безусловно, неплохой психолог, он умеет настраивать команду на бой. Но... Закроем эту тему.

Романцев о Петржеле

- Он говорит больше, чем делает. На мой взгляд. А я уважаю людей, которые больше делают, чем говорят. Не поймите так, что к Петржеле я отношусь без уважения, но, судя по выступлениям. которые он себе позволяет, Россия для него всегда будет чужой страной. Вряд ли нужно не очень этично критиковать коллег. То. что произошло у них с Газзаевым, просто некрасиво со стороны тренера "Зенита". Никогда особо не переживал за ЦСКА, но в том его матче с петербуржцами очень болел именно за армейцев. Впервые в жизни. И был очень рад, что они выиграли. Да еще так выиграли!

Петржела о Романцеве

- Странно слышать какие бы то ни было громкие заявления от человека, который чуть ли не два года был вне игры. За это время футбол изменился, и Романцеву придется начинать все с нуля. Впрочем, пусть он говорит все, что хочет.