Эрик Хаген: Еще сыграю за "Зенит" в Еврокубках

Эрик Хаген: Еще сыграю за "Зенит" в Еврокубках

Во вторник "Зенит" начал сбор во Франции. Вместе с командой работает самое дорогое приобретение за всю ее историю, первый...

Во вторник "Зенит" начал сбор во Франции. Вместе с командой работает самое дорогое приобретение за всю ее историю, первый представитель Норвегии в российском футболе.

Cкандинавский полуостров до недавних пор сохранял для открытого легионерам со всех концов света российского футбола статус "терра инкогнита". Промелькнувшего было шведа Юнаса Валлерстеда уже забыли, наверное, даже самые преданные болельщики "Торпедо-Металлурга". Так что 29-летнего защитника сборной Норвегии Эрика Хагена, который перешел в "Зенит" из "Волеренги", можно считать первой ласточкой.

НОРВЕЖЕЦ - НЕ ЗНАЧИТ ЛЫЖНИК

- Самое приятное, что новые одноклубники приняли меня очень тепло, - радостно поделился скандинавский легионер в разговоре с корреспондентом "СЭ". - Сегодня (во вторник. - Прим. П.Н.) впервые тренировался с "Зенитом". Пока с мячом не работаем, занимаемся большей частью общефизической подготовкой. Утром, например, часа два бегали на лыжах.

- Что-то вы при упоминании о лыжах погрустнели? Неужели катание на них может представлять для норвежца какие-то проблемы?

- Это за пределами Норвегии считается, что мы на лыжах чуть ли не в футбол играем. Нет, лыжи действительно очень популярны в моей стране, но лично я не стоял на них уже, наверное, лет десять. Впрочем, на следующем занятии, которое началось в три часа дня, бегали уже без лыж. В общей сложности десять километров. Тяжело. Здесь, в горах, разреженный воздух, а потому дышать очень трудно. Наконец, вечером занимались в тренажерном зале.

- Норвежская практика предсезонных сборов сильно отличается от российской?

- У нас предсезонка чаще всего состоит из одного сбора, который проводится обычно в конце января - начале февраля. Длится он неделю, максимум - десять дней. "Волеренга" обычно проводила его в Испании. Все остальное время команды тренируются дома, под крышей. Конечно, искусственное поле не заменит настоящей травы, но зато у футболистов не накапливается психологической усталости от долгой разлуки с семьей.

ГЛУХОНЕМЫМ В РОССИИ НЕ БУДУ

- Когда вы узнали об интересе к вам "Зенита"?

- Мой агент сказал мне об этом в середине ноября. Никогда прежде не бывал в России, поэтому предложение заинтересовало. Захотелось попробовать чего-то нового. К тому же ваш чемпионат сильнее, а значит, и интереснее норвежского. Как только клубы договорились, в середине декабря прилетел в Санкт-Петербург обсудить условия контракта с "Зенитом". И в итоге подписал его на три года.

- Вы уже, наверное, в курсе, что у "Зенита" самая интернациональная оборона в российской премьер-лиге. Все защитники говорят на разных языках. Не возникнет сложностей?

- Это действительно может стать серьезной проблемой. Но ведь многое зависит от того, насколько хорошо и быстро я буду осваивать русский язык. Кроме того, взаимопонимание с партнерами достигается не только словами. Да и не всегда можно переговариваться во время матча - слишком шумно. Партнера на поле нужно чувствовать, и тогда все понятно без слов.

- В вашем контракте есть пункт, который обязывает вас выучить русский язык?

- Нет. Но я все равно собираюсь всерьез заняться изучением вашего языка. Как только вернемся в Санкт-Петербург, непременно найму преподавателя и куплю книги. А то неприятно ощущать себя глухонемым в незнакомой стране. Впрочем, нескольким словам, которые могут пригодиться, меня уже научили.

- Пока ваш бывший и нынешний клубы договаривались о переходе, "Зенит" вылетел из Кубка УЕФА. Не возникло сомнений в правильности принятого решения?

- Конечно, играть в еврокубках очень интересно. Но не вижу никакой беды в том, что в нынешнем розыгрыше этого не получится. Все можно поправить. Уверен, что "Зениту" по силам занять в следующем первенстве России место, дающее право играть в Кубке УЕФА, а может быть, и в Лиге чемпионов.

- Вы в курсе, что на днях ваш бывший партнер по "Волеренге" Йорген Ялланд подписал контракт с другим российским клубом - "Рубином".

- У нас с ним общий агент, который и сообщил мне, что мы с Йоргеном еще встретимся на поле в ближайшем сезоне. Правда, уже как соперники. А вчера мы с ним созвонились. Для него в "Рубине" тоже сейчас все в новинку: достаточно тяжело, но очень интересно.

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ - ЗАЩИТНИКИ "МИЛАНА"

- Правда, что вами помимо "Зенита" интересовались несколько английских клубов?

- Да. Но руководство "Зенита" первым сделало мне конкретное предложение. К тому же, хотя в Британии играет немало моих соотечественников, с которыми я знаком по выступлениям за клубы или сборную, никогда не грезил английской премьер-лигой.

- А какой лигой грезили?

- С детства обожал "Милан"! Очень нравились Барези и Мальдини. Впрочем Паоло по-прежнему играет за красно-черных и по-прежнему остается одним из лучших, если не лучшим защитником мира. Мне вообще нравится итальянская серия А, где, как я считаю, собраны сильнейшие футболисты мира. С удовольствием смотрю игры того же "Милана" и "Ювентуса" в Лиге чемпионов. Потрясающие команды!

- Вам уже 29. Почему вы так поздно, только в прошлом году, дебютировали в национальной сборной.

- В сборной Норвегии всегда хватало сильных защитников. Достаточно вспомнить Берга и Ронни Йонсена, немало поигравших в английской премьер-лиге. Кроме того, моя "Волеренга" до недавнего времени звезд с неба не хватала. Но последний сезон мы провели очень даже неплохо, заняв второе место в чемпионате страны. Вот тогда-то тренеры сборной и обратили на меня внимание.

- В России все успехи, достигнутые сборной Норвегии в последние десять лет, прочно ассоциируются с именем Эгила Ульсена. Вам не посчастливилось поработать под его руководством?

- Увы. "Волеренгу" он покинул за год до моего прихода. С осени прошлого года Ульсен работает в клубе "Фредрикстад", который по итогам чемпионата-2003 завоевал путевку в высший дивизион Норвегии.

ПО ПРОЗВИЩУ ТАНК

- С какого возраста занимаетесь футболом?

- Пинать мяч начал, когда мне было всего шесть лет. Спасибо старшему брату за то, что увлек меня этой игрой. Сам он тоже очень любит футбол, но так и не сумел заиграть на профессиональном уровне из-за травмы колена. Есть у меня еще младший брат-близнец, с которым мы, кстати, встречали Рождество и Новый год.

- Вы всегда были центральным защитником?

- Нет. До 24 лет играл центрального полузащитника. Я тогда выступал за "Стремгодсет". Но как-то раз из-за травм выбыло сразу несколько защитников основного состава, и тренеры решили поставить меня в оборону. Не скажу, что был тогда в восторге. Но потом привык, и сейчас мне нравится играть на моей новой позиции.

- У вас есть какое-то прозвище?

- В "Волеренге" меня прозвали Танком. После того как в одном из матчей очень жестко пошел на соперника. Прозвище приклеилось. С тех пор повсюду так величают - и болельщики, и телевидение, и пресса.

- Говорят, болельщики "Волеренги" очень болезненно отреагировали на ваш отъезд и даже забросали дом президента клуба снежками.

- Склонен этому верить. Болельщики "Волеренги" очень не хотели, чтобы я покидал клуб. Но в итоге успокоились, поняли меня, пожелали удачи и сказали, что будут ждать моего возвращения через два-три года. Вообще, у "Волеренги" самые хорошие болельщики! Почему-то принято считать, что в Норвегии зрители на трибунах, что айсберги - сидят и молча смотрят футбол. На самом деле наши фанаты умеют и петь, и скандировать речевки. А с болельщиками соперника могут и подраться. Очень приятно, что "Волеренга" в последние годы стала одной из самых посещаемых команд страны.

- Ваш новый клуб тоже славится в России преданными болельщиками, а "Петровский" - посещаемостью.

- Да, меня уже порадовали этим фактом. Может быть, прозвучит банально, но нет большего удовольствия, чем играть при заполненных под завязку трибунах, горячо тебя поддерживающих.

- Жильем в Петербурге обзавестись успели?

- Да. Подобрал квартиру, так что долго скучать одному не придется. Ко мне теперь сможет приехать любимая девушка. Она готова последовать за мной и жить в России.

- Пока же, наверное, тратите уйму денег на телефонные переговоры?

- О! Если бы вы знали сколько!