«Спортивный Россиизм» - подростковая болезнь рыболовного спорта

«Спортивный Россиизм» - подростковая болезнь рыболовного спорта

Зимняя спортивная ловля рыбы на мормышку (вид приманки, имитирующей мелких беспозвоночных в воде) со льда сегодня является одним из немногих видов спорта, в которых Россия признается почти безоговорочным лидером.

Зимняя спортивная ловля рыбы на мормышку (вид приманки, имитирующей мелких беспозвоночных в воде) со льда сегодня является одним из немногих видов спорта, в которых Россия признается почти безоговорочным лидером. Это «почти» заключается в том, что по результатам трех прошедших по этой дисциплине чемпионатов мира (2001, 2002 и 2004 годы) формальное лидерство по титулам мы уже утратили. На первое место вышла Латвия, на счету которой одно командное «золото», два командных «серебра» и еще два «золота» и «серебро» в личном первенстве. Россияне же могут похвастаться только одним командным первым местом, одним вторым и полным комплектом медалей в личном зачете. Правда, следует оговориться, что и мы, и латвийцы становились чемпионами на «своем» поле. Просто на российских просторах (Москва, Крылатское – Гребной канал) мировое первенство проходило лишь однажды, а на латвийских – дважды. Еще одним утешающим фактором можно считать тот факт, что у себя мы не отдали ни одной «лишней» медали - в отличие от команды Латвии. Но на этом наши реальные заслуги, пожалуй, и заканчиваются, а начинаются всевозможные «если бы» и «потому что».

Возьму на себя смелость открыто озвучить нескромный тезис – российские спортсмены-мормышечники сегодня - сильнейшие в мире. Именно сильнейшие, а не самые титулованные. Все соперники прямо или косвенно признают более высокую общую подготовку россиян. Это касается практически всех компонентов рыбной ловли: техника выполнения действий, тактика действий, умение быстро вносить коррективы вслед за меняющимися условиями ловли. Но вот, поди ж ты! Два командных «золота», пусть и на чужом водоеме, мы отдали. И если в 2004-м году латвийские спортсмены с минимально возможным перевесом сумели нас обойти, то в 2002-ом россияне вообще вывалились из тройки, причем с «запасом» и «треском».
Попробую кратко сформулировать специфику «спортивной ловли рыбы на мормышку», чтобы дальнейшее изложение не вызывало чисто технических вопросов.

Итак. Крупные соревнования всегда проводятся в два этапа. По одному в день и по 3 часа каждый. Ловля проводится на заранее известных размеченных участках водоема. Каждый спортсмен непосредственно соревнуется только с представителями других команд (по одному от каждой). Результат спортсмена после каждого тура определяется весом и только весом его улова, вне зависимости от размера добычи. Итоговый результат спортсмена определяется суммой мест, занятых им в первом и во втором туре. Суммарная масса улова является второстепенным показателем. Командный результат определяется
суммой мест всех ее спортсменов. Становится понятной специфика командного первенства в данном виде спорта. Результат ее складывается из личных достижений каждого отдельного спортсмена, а не из их взаимопонимания и сыгранности.
Помимо этих условий существует еще масса технических требований, большинство из которых неинтересны и занудны. Важно отметить, что тренироваться на водоеме, принимающем крупные соревнования, можно заранее, но не на участках, где непосредственно будут идти состязания. Именно последнее (вынужденное) условие придает фактору «своего поля» огромное значение. При определенных условиях, конечно.

Реально знать обстановку в будущих «зонах» ловли могут только хозяева соревнования. Остальным же приходится настраиваться почти на ходу, так как тренировки дают только относительную информацию. Правда, классные спортсмены умеют это делать превосходно и частенько отбирают победу у «хозяев» водоема.
Те, кто хотя бы несколько раз были на рыбалке, знают, как сложно бывает быстро «понять» водоем и рыбу в нем живущую. Ловля может проходить на большой глубине, у берега, на течении. Клевать может редкая крупная рыба или уйма мелочи самых разных видов, имеющих разные повадки и пристрастия. Именно этим разнообразием возможных условий объясняется одно простое наблюдение – невозможно подобрать команду, одинаково сильную во всех условиях. Таких специалистов-универсалов в мире нет и не предвидится. Зато есть самая длинная в мире скамейка относительно специализированных высококлассных спортсменов.
Вот теперь можно начать разговор «о самом главном». Каким образом к очередному чемпионату мира Россия может собрать объективно сильнейший состав? Что для этого необходимо делать? И что делается на практике?

Теоретически все просто и понятно – берем результаты соревнований и...Удивляемся, по какому критерию выбирать? Победителей и призеров или тех, немногих, кто почти не «пролетает» и всегда в группе лидеров? А как выбрать из них? Соревнований то за год проходит немало.
Эти вопросы уже неоднократно задавались и обсуждались, но только как «сами в себе», а потому и однозначного ответа не было найдено. Потому что не была поставлена цель!
Как можно пытаться достигнуть того, не знаю чего?
А цели, на мой взгляд, может быть только две. И они отчасти взаимоисключают друг друга.
1. Завоевать «золото»
2. Всегда находиться среди лидеров

Поясню, в чем частичная взаимоисключаемость этих двух возможных целей. Поговорка «лучшее – враг хорошего» иллюстрирует это как нельзя лучше. Стремление быть только первым зачастую подталкивает спортсмена к более рискованному, но и (возможно) более результативному решению. А вот желание показать стабильный результат приводит к самому надежному результату. Среди рыболовов-спортсменов, если посмотреть результаты, есть периодически «выстреливающие» лидеры и есть стабильные надежные «рабочие лошадки». Соотношение тех и других в составе команды, в некоторых условиях оказывается золотым, а в некоторых – никаким.
Эмпирически такого сочетания не найти, значит, необходимо знать условия предстоящего места соревнований и отбирать
спортсменов в этих условиях или аналогичных им. Определить состав рыболовной команды можно только по многочисленным результатам в заданных условиях на отборочных соревнованиях. На отборочные же нужно приглашать кандидатов.
И вот здесь-то мы натыкаемся на кого, что? Точно, на типичное отношение чиновников и «околочиновников» к спорту вообще и рыболовному спорту, в частности.
Что делается на практике?

Начну по порядку - с приглашения кандидатов. На отборы к первому чемпионату мира (Москва-2001) пригласили более 40 человек. При том, что в чемпионате России участвует чуть более сотни, а выбрать надо только пятерых плюс один запасной. В общем, пригласили всех, кого только могли. Эти отборочные показали наличие группы лидеров, заметно превосходящих остальных кандидатов. Часть этих лидеров и выиграла единственный, он же - «Первый» чемпионат Мира. Причем выиграла безоговорочно. А за это – наши спортсмены получили деревянные сувенирчики и «уважение руководства». Потом, правда, с нас пытались «снять» командную форму, выделенную спонсорами соревнования. Но тут уж спортсмены встали на дыбы... и разбежались по домам. Благо, половина команды жила подальше от любящих руководителей – в Питере. Впоследствии, задним числом форма была подарена «за успехи на состязаниях»...
Второй чемпионат проводился в Риге, на озере. Предполагалась ловля окуня. В силу абсолютно понятных для всех причин отбирались «сборники» на одном из московских водохранилищ, ловя плотву и подлещика. Было приглашено всего около 20 человек. А попутно придумано еще одно «ноу-хау». Помимо тех, кого нельзя было не пригласить, тренер еще нескольких человек высвистал очень своеобразным способом - нескольким московским командам дали право выдвинуть кандидата из своих «недр». Опять отобрались 6 человек, надели казенную форму и помчались в Латвию. Полностью за свой счет – кто не сможет, того «всегда есть, кем заменить».

Латыши чуть-чуть проиграли «финикам», а наша команда и вовсе с треском провалилась. Озеро под Ригой оказалось (вдруг) отличным от Истринского водохранилища. Кто бы мог подумать. Пришлось новенькую казенную форму снимать и сдавать. Рига не Москва, а Россия – не Питер, отсюда так просто не убежишь. Граница, виза, да и начальство теперь настороже. Тренера, под шумок тоже сняли, позже. В целом, «крайних» вычислили образцово-показательно.
В 2003 году чемпионат мира не состоялся. Финны из-за организационных трудностей в последний момент отказались, а потому на следующий год латыши вызвались повторно провести состязания в том же месте. Видимо «раны еще не зажили». Мы тоже «подобрались» - неточности исправлены и учтены, работа над ошибками выполнена и перевыполнена. На этот раз на отборочные приглашали кандидатов за конкретные результаты. В четко перечисленных на официальной бумаге соревнованиях. И никаких неопределенностей. Потому видать и оказалось, что кого-то «забыли» увидеть в протоколах, а кого-то непонятно откуда «увидели». А с учетом прошлых ляпов при выборе водоема теперь соревнования решили проводить на... другом подмосковном водохранилище. Однако, «благодаря» или «вопреки», но команда получилась очень сильная. Правда, поехала она защищать спортивную честь страны и носить новую форму опять на свои «кровные». Да и форму уже никто не собирался снимать – каждый спортсмен ее выкупил. В общем, создали все условия – знай только, медали выигрывай.

После первого же тура мы опять задались вопросом, - «А так ли уж мы сильны, как это думаем мы и многие другие?» Пятое место, с отставанием от лидеров более чем в полтора раза – хороший, хоть и печальный, повод задуматься. У руководства появились признаки беспокойства. Второй тур внес кардинальные изменения в итоговые результаты. Мы подпрыгнули на второе место, проиграв лишь 1 очко чемпионам - Латвии. Выступление можно было считать «в целом – успешным».
Следующий чемпионат (2005 год) запланирован в Швеции, а отборочные предложили провести... Нет, не в Москве или Подмосковье, а предположительно – в Ленинградской области. В Первопрестольной, как ни странно, не оказалось похожих на шведские озера мест. Но вот беда – осенью шведы отказались от проведения соревнований в этом году. Где и когда пройдет очередной чемпионат Мира – пока «...науке это неизвестно».
А чего же нам, спортсменам, не хватает? Что стоило бы изменить?
Не хватает мелочей. Например, немножко финансирования. Причем не от бедного нашего государства – не до рыболовов ему, а от структуры, напрямую занимающейся развитием рыболовного спорта – РосОхотРыболовСоюза. Именно эта структура получает взносы с рыболовов. Она же рапортует о достижениях. Но...

На отборочные в сборную страны большая часть спортсменов приезжает за свой счет – это еще полбеды. Но на подведении итогов этих отборов работа со сборной России перед чемпионатом мира и заканчивается. Ни тренировок, ничего. Лишнего. А ведь те, кто пробивается в состав, являются «лицом» рыболовной России за рубежом. Всего то и надо – вовремя собрать предварительную информацию (командировать компетентного человека на место соревнований) и организовать тренировочный процесс в похожих условиях (оплатить несколько дней проживания за городом 10 человек).
И тогда – еще немного и золотой ключик наш!

Алексей Дьяченко,
Специально для «Фонтанка.ру»