В Эфиопии ему кричали «Браво, Джордж!»

В Эфиопии ему кричали «Браво, Джордж!»

До самых последних дней второго осеннего месяца «Зенит» чествует знаменитых ветеранов клуба. После юбилеев Фридриха Марютина и Станислава Завидонова 27 октября последовала круглая дата в жизни зенитовского хавбека мастера спорта Георгия ВЬЮНА, игравшего и в первой сборной СССР.

До самых последних дней второго осеннего месяца «Зенит» чествует знаменитых ветеранов клуба. После юбилеев Фридриха Марютина и Станислава Завидонова 27 октября последовала круглая дата в жизни зенитовского хавбека мастера спорта Георгия ВЬЮНА, игравшего и в первой сборной СССР.
Поздравляя Георгия Ивановича с 60-м годом рождения, желаем ему ещё долго и верно служить футболу Невского края, Северо-Западного региона и всей России!
Появление в «Зените» 23-летнего полузащитника, успевшего поиграть за новороссийский «Цемент», а потом два сезона выступавшего в классе «А» за ереванский «Арарат», не было случайным. В чемпионате-1967 ленинградская команда заняла в первой группе элитного класса последнее место и была обречена на расставание с ней. Однако, как уже не раз бывало с другими командами, для города-колыбели революции сделали исключение. Тогда никто не представлял высшую лигу без Ленин-града. Сняли прежнего наставника (Аркадия Алова), отчислили ряд виновных игроков (Валерия Рудя, Владимира Непомилуева, Льва Белкина, Виктора Николаева и других). Кроме нескольких молодых питерцев, да и заявивших о себе игроков сборной России (Михаила Лохова, Владимира Гончарова, Вячеслава Булавина) «Зенит» пополнили футболисты из других городов.
Вставший у руля команды заслуженный тренер СССР Артём Фальян привёз с юга подававшего надежды молодого нападающего Сергея Погосова, хавбека Георгия Вьюна, игравших вместе с ним за «Арарат» защитника Рауфа Юмакулова и форварда Геннадия Унанова. Все они пришлись ко двору питерского клуба. В первом же матче 30-го чемпионата Советского Союза «Зенит» со счётом 2:0 обыграл в Донецке «Шахтёр» (голы забили Вьюн и Погосов).
– Сумасшедшая была тогда команда «Шахтёр»: Лобановский, Сальков, Коротков, Зелькявичюс… «Влепим, закатим вам два-три мяча!» – слышали мы от донбассовцев. Но всё вышло наоборот, – с улыбкой вспоминает Георгий Вьюн.
Он сразу снискал симпатии взыскательных питерских болельщиков. Вьюн по-хозяйски действовал в середине поля вместе с Павлом Садыриным. Умело владея обводкой, он точными длинными пасами выводил партнёров на ударную позицию, да и сам не робел. В чемпионате-1968 новый хавбек забил 5 очень нужных, победных мячей, в том числе «Спартаку» (1:0). Ему нравилось взаимодействовать со всеми коллегами, включая Льва Бурчалкина, абсолютным рекордсменом «Зенита» по числу сыгранных за него матчей (400!). Забегая перёд, скажем, что в классе «А» Георгий Вьюн провёл 248 встреч, из них за «Зенит» (с 1968-го по 1975-й) около двухсот, забив 23 мяча.
В юбилейном, 30-м чемпионате СССР питерская команда заняла 11-е место. По сравнению с предыдущим первенством это выглядело вполне прилично. В своём дебютном зенитовском сезоне Вьюн органично вписался в атмосферу международных матчей. Два мяча он послал в сетку ворот будапештского «Чепеля» (3:1), отменно провёл и другие товарищеские встречи – со сборной Японии (6:0) и с командой «Карл Цейс» из ГДР (0:0). Известные футбольные наставники Михаил Якушин и Гавриил Качалин взяли ленинградского хавбека в первую сборную страны. 16 июня 1968 года в присутствии более 70 тысяч зрителей она одолела на стадионе им. С.М. Кирова сборную Австрии – 3:1. На 12-й минуте счёт открыл Георгий Вьюн. После перерыва его примеру последовали москвич Михаил Гершкович и тбилисец Кахи Асатиани. А уже следующим летом Георгий был приглашён тренером Николаем Гуляевым в олимпийскую команду, которая на том же стадионе померилась силами со швед-ской сборной и победила со счётом 1:0.
В сезоне-1971 Артёма Фальяна на посту главного тренера «Зенита» сменил Евгений Горянский, а с 1973 года командой стал руководить Герман Зонин. Менялись у Вьюна партнёры, и со всеми он находил общий язык, а вот с последним наставником не нашёл.
Если не хочешь навсегда повесить на гвоздь бутсы, тебе необходимо профессиональное образование. В юности Георгий окончил строительный техникум. А уже в зрелом возрасте, играя за «Зенит», Вьюн поступил на заочное отделение института физкультуры им. П.Ф. Лесгафта. Диплом тренера-преподавателя он получил, когда уже перестал выступать за команду мастеров.
– Я начал работать на кафедре физвоспитания Военмеха старшим преподавателем, – рассказывает Георгий Иванович. – Очень радовался, когда футбольная команда института стала чемпионом среди вузов города.
А потом… Особая страница в биографии Вьюна это, конечно, его тренерская работа в знойной Африке. С октября 1982 года по такой же месяц 84-го он пестовал армейскую команду «Граунд Фосез» из столицы Эфиопии Аддис-Абебы. Направляясь туда по договору о взаимопомощи, Георгий Иванович вспомнил о турне «Зенита» по Замбии, Уганде и Эфиопии в 1969 году. 8 товарищеских матчей в разных городах (4 победы, 3 ничьи, одно поражение) несравнимы с долгой работой европей-ского специалиста в совершенно непривычных условиях, и не только климатиче-ских. Вьюн обучал ладно сложенных и довольно-таки техничных тёмнокожих парней эффективным тактическим действиям, разумному, коллективному ведению игры, а, главное, приучил их к интенсивным тренировкам. Очень было непро-сто, но Джорджа, как Георгия называли в Эфиопии, стали буквально боготворить и футболисты, и болельщики, и местные спортивные руководители. Было за что… В первенстве страны 1982-1983 годов «Граунд Фосез» занял третье место, в межсезонье победил на турнире вооружённых сил страны, а в сезоне-1984 столичные армейцы стали чемпионами Эфиопии.
Более ста ответственных матчей провела команда, которой два года руководил питерский тренер. Она проиграла всего-навсего четыре раза. Георгий Иванович то и дело слышал адресованные ему возгласы: «Браво, Джордж!».
Поработав в Африке, Вьюн вернулся на вузов-скую кафедру. А ещё он занимался организацией муниципального футбольного клуба «Московская застава», который постепенно перерос в футбольную школу. Между тем ставшая для Вьюна родной команда «Зенит», которую в 1995 году во второй раз возглавил Павел Садырин, возвращалась в высшую лигу. Два сезона главному тренеру помогали Георгий Вьюн и Сергей Ломакин. После того как Садырин был вынужден покинуть Петербург, Вьюн стал работать в Межрегиональном объединении федераций футбола «Северо-Запад». Он отвечал за юношеские команды, будучи одновременно вторым тренером аналогичной сборной России.
– Вроде бы, именно вы, Георгий Иванович, определили верный путь для юного футболиста из Омска Дмитрия Сычёва, которого теперь знают далеко за пределам нашей страны?
– Кстати, я сам родом из Омска, но это так к слову. В Пскове проходил финал юношеского первенства России, где сборная Северо-Западного региона, которой командовал тренер СДЮШОР «Зенит» Юрий Соловьёв, заняла второе место. В других командах мне приглянулись двое, одним из которых был Дима Сычёв. Я подошёл к парнишке, а он был вместе с отцом, переговорил, и юный сибиряк с удовольствием согласился приехать в Питер. Он поступил в СДЮШОР «Смена», жил в общежитии УОР-1.
Я хотел, чтобы он играл в «Зените». Моя задача была проста: «вытащить» Сычёва как очень перспективного футболиста. В том, что он раскрылся, большая заслуга группы подготовки «Смены».
– Всем запомнился проходивший в январе 2001 года на арене СКК 13-й международный мемориал Валентина Гранаткина. Победила юношеская сборная России, где в нападении отлично действовал тогда уже тамбовский спартаковец Дмитрий Сычёв…
– Тогда я работал в Москве. Приняв столичную армейскую команду, Садырин пригласил меня в ЦСКА, тренером. Я провёл там сезоны 2000-2001-го годов. Рано ушёл из жизни Павел Фёдорович… Мой контракт с ЦСКА закончился, я снова стал работать в МРО «Северо-Запад». Последнее время был как-то невостребован. Но спортивную форму поддерживаю, занимаюсь инспектированием судейства, постоянно и, прямо скажу, придирчиво.
– Ваше мнение о качестве судейства в России, на различных футбольных уровнях.
– Оно оставляет желать лучшего, не исключая премьер-лигу. Очень много справедливых нареканий. И мне непонятны явно завышенные оценки, порой выставляемые некоторыми инспекторами, в том числе теми, которые работают рядом со мной. Может быть, и поэтому судейство у нас такое неряшливое. Я ставлю то, что на самом деле. Судьи обижаются, а я всегда утверждаю, что моя оценка объективная, такая, какую заслуживает человек, который бегает по полю со свистком. Он должен понимать свои обязанности. Всякие вось-мёрки не говорят о том, что тот или иной арбитр умеет судить. Во всяком случае, когда я инспектирую матчи команд города или Северо-Запада, судьи не очень довольны, если звучит фамилия Вьюн… Заявления отдельных руководителей судейских коллегий, дескать, мы ничего не можем поделать, если игроки позволяют себе нецензурную брань, мягко говоря, несерьёзны. Вы же судьи, удаляйте с поля хоть двадцать человек, прекращайте игру! Судьи хотят быть хозяевами на футбольной арене, а зачастую не могут подтвердить умение хозяйствовать.
– О нынешней сборной России говорить, пожалуй, не стоит. А что вы, Георгий Иванович, хотели бы пожелать «Зениту» на финише сезона-2004?
– Стиснув зубы, изо всех сил бороться за медали в чемпионате России.
Герман ПОПОВ