Алексей Поликанов: «Без осмысления прошлого нет будущего»

Алексей Поликанов: «Без осмысления прошлого нет будущего»

В нашем городе появился еще один мемориальный адрес – 16 сентября по инициативе городского спорткомитета, Федерации футбола Санкт-Петербурга и ФК «Зенит» открылась памятная доска на доме, в котором жил великий вратарь ЛЕОНИД ИВАНОВ.

В нашем городе появился еще один мемориальный адрес – 16 сентября по инициативе городского спорткомитета, Федерации футбола Санкт-Петербурга и ФК «Зенит» открылась памятная доска на доме, в котором жил великий вратарь ЛЕОНИД ИВАНОВ. После этого возле могилы знаменитого спортсмена почтили его память многие из тех, кто хорошо знал этого человека. В частности, работавший при жизни Иванова заместителем председателя спорткомитета города ПЕТР ТРЕСКОВ, бывший в те годы председателем Федерации футбола Ленинграда АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ, партнер Леонида по «Зениту» ЛАЗАРЬ КРАВЕЦ, известные футболисты нашего города – ВЛАДИМИР ВОСТРОИЛОВ, ВИКТОР СПИРИДОНОВ, Алексей ПОЛИКАНОВ, много писавший о нем ЮРИЙ БРЖЕЖИНСКИЙ и другие почитатели таланта этого замечательного вратаря. Каждый из присутствующих поделился с окружающими своим отношением к Иванову и, конечно, больше всех о нем рассказал Кравец – он вспомнил эпизоды многих матчей, в которых Леонид проявил себя во всем блеске. Своими мыслями о прошлом и настоящем нашего футбола, абстрагируясь от повода для встречи, со мной поделился Поликанов. В «золотом» для «Торпедо» 1960 году этот вратарь играл в одной команде с такими футболистами, как ШУСТИКОВ, ОСТРОВСКИЙ, ВОРОНИН, МАНОШИН, ГУСАРОВ, БАТАНОВ, ФАЛИН, МЕТРЕВЕЛИ, ИВАНОВ. Подстать им был и тренер – В. А. МАСЛОВ. В дальнейшем Поликанов продолжил свою жизнь в футболе как тренер и судья.
- Что Вы скажете о сегодняшнем событии?
- Хорошо, что не забывают и вспоминают спортсменов прошлых лет. Иванов был, без преувеличения, великим вратарем, но могу сказать, что даже после общения со мной у мальчишек, с которыми я работал, появлялось чувство гордости, хотя, конечно, по сравнению с Леонидом, я весьма средний вратарь, да и не все их моих подопечных толком знали, кто я такой, но у них в памяти оставалось ощущение от общения со «знаменитым», конечно, в их восприятии, футболистом. Я считаю, что помимо чисто спортивных навыков, молодежи необходимо передавать и хорошие человеческие качества, а кто может это сделать лучше наших уважаемых ветеранов спорта – они вполне заслуженно уважаемы в молодежной среде, им и карты в руки, что называется, в деле передачи накопленного опыта. Связь времен не должна прерываться – недаром говорят, что без правильного осмысления прошлого не может быть будущего. Я согласен с тем, что в нашем недавнем прошлом было много негативного, но были в нем и положительные моменты. В частности, государственная забота о спорте. Будь по-другому, многие великие спортсмены прошлых лет не смогли бы стать ими – у них просто не было бы возможностей для оплаты занятий спортом. Забывать об этом не следует.
- Хотелось бы поговорить с Вами непосредственно о футболе. Что Вам в нем нравится, а что не очень?
- После Мельбурна 1956, Парижа 1960, Сеула 1988 годов поводов для радости и гордости отечественный футбол почти не давал, но всему в жизни, в том числе и в футболе, есть свое объяснение. Можно вспоминать о том, что в прежние годы было намного меньше выбора проведения свободного времени. В стране был своеобразный культ спорта и спортсменов – на слуху были имена знаменитых спортсменов, начиная от НОВАКА, БОБРОВА и БОТВИННИКА и заканчивая ВЛАСОВЫМ, БРУМЕЛЕМ и СТРЕЛЬЦОВЫМ. И это несмотря на то, что в те годы не у каждого дома был телевизор.
- Совершенно верно. Это просто какой-то необъяснимый парадокс – скажем, я могу перечислить по позициям состав наших сборных в 1956, 1958, 1960 годах, чемпионские составы «Спартака» 1956 и «Торпедо» 1960 годов, но не смогу это сделать в отношении команд двух-трехлетней давности – составы команд постоянно меняются.
- Это удивляет не только Вас как любителя футбола – это огорчает и специалистов. Ведь если состав команды почти наполовину меняется два раза за сезон, в период дозаявок, то это мешает выработке сыгранности футболистов. Особенно если при этом в команду приходит новый тренер. У него ведь может быть другое видение игры, чем у предыдущего наставника. Что поделаешь – новые времена. Новые песни. Верна поговорка – тот, кто платит, тот и заказывает музыку.
- Вы имеете в виду нынешних хозяев клубов?
- Совершенно верно. Среди них есть разные люди, но все они действуют одинаково - вот вам необходимые средства и дайте мне результат в этом сезоне, иначе на ваше место я приглашу другого тренера. Как в таких условиях тренер может работать на будущее, готовить полноценную смену, ставить игру команды, в конце концов, заниматься индивидуально с футболистом, если завтра они с этим футболистом могут оказаться в разных командах?
- Наверное, в этой ситуации может выручить дубль?
- Теоретически - да, но ведь и футболиста из дубля могут продать, отдать в аренду в другой клуб.
- В прежние годы такое ведь тоже бывало, скажем, Малофеев и Мустыгин, начав играть в Коломне и не сумев закрепиться в Москве, уехали в Минск и выросли там до игроков сборной СССР.
- Все правильно, но раньше это было редко, а сейчас есть футболисты, сменившие за десять лет игровой карьеры десять и более команд. Что поделаешь – другие времена – другие нравы.
- Давайте от «глобальных» проблем перейдем к более мелким, по крайней мере, на первый взгляд.
- Согласен, не стоит тратить время, нервы и энергию на то, что мы не в силах изменить.
- Когда-то сборная СССР отличалась сильной защитой. Часто после какого-либо из крупных турниров специалисты отмечали безликую игру в нападении, но при этом отдавали должное нашей защите. Сейчас у нас есть кому играть в нападении, но вдруг не стало выбора хороших защитников. Как это получилось?
- Причин этого «вдруг» несколько. Во-первых, в футболе, как, впрочем, и в других контактных видах спорта, убыстрился темп игры – все надо делать быстрее: и принимать решение, и осуществлять его.
Раньше Кесарев, Крижевский и Кузнецов, много лет играя вместе и имея в воротах Яшина, а в полузащите Царева, без слов понимали друг друга, знали сильные и слабые стороны партнеров по команде. Сейчас, в силу тех причин, о которых мы уже говорили, нужного взаимопонимания и взаимовыручки уже нет. В такой ситуации может выручить высокое индивидуальное мастерство – умение отнять мяч у соперника без нарушения правил, правильный выбор позиции, быстрота. Этим и отличались Шестернев и Хурцилава, Пономарев и Данилов. Я уже не говорю о Беккенбауере и Муре, Шнеллингере и Сантосе. А как быть Ковтуну, если скорости не хватает, позиция выбрана неверно, чисто завладеть мячом не удается? Вот и идут в ход зацепы, хватание за футболку, подножки и другие борцовские приемы, а то и удары соперника по ногам. Иногда и сзади.
- Как же мы, имея таких великолепных защитников прошлых лет, дошли до жизни такой?
- У меня есть свое объяснение этому. Футболисту требуется полноценная игровая практика. Это помогает ему подняться на более высокий игровой уровень и заиграть в более сильной команде.
- Вы имеете в виду ситуацию 1966 года, когда в киевском «Динамо» Сабо и Серебряников, полуфиналисты чемпионата мира, вернувшись домой, обнаружили, что в команде появились новые герои – Мунтян и Бышовец, прошедшие хорошую школу в дубле.
- Совершенно верно. Как известно, в нашем городе по уровню мастерства футболистов резко выделяются две школы – «Смена» и «Зенит». Вот и получается, что защитники этих школ, а, в основном, они дорастают до уровня команд мастеров, не встречая полноценного соперника, могут позволить себе играть, что называется, «вполноги». У них нет особого стимула развивать сувое мастерство – зачем, если с соперниками они справляются и так – на «старом багаже».
- Поэтому у нас появляются Радимов и Денисов, Аршавин и Быстров, Кержаков?
- Организовывать игру команды и забивать голы всегда было более приятным делом – полузащитники и нападающие всегда были на виду, у мальчишки всегда больше желания повозиться с мячом или метко ударить по воротам, чем помешать это сделать сопернику.
- Чем же тогда можно объяснить ситуации, когда нападающий с 5 – 7 метров бьет мимо или выше ворот, при простреле с фланга не идет на «замыкание»дальней штанги? Ведь это должно быть в крови у любого футболиста, даже если он играет не на «Петровском», а в своем дворе.
- Говорят, что «все мы родом из детства» - характер и навыки человека, в основном, формируются в эти годы.
- Согласен, но как это соотносится с неумением «прижать мяч к земле»? Даже я, в свое время, слышал это, хотя играл только на заводском стадионе.
- Попробую объяснить. Я уже говорил, что каждый играющий в футбол хочет забить гол, особенно – в детской команде. Играют же наши дети на обычном, если так можно сказать, взрослом поле, и ворота у них обычные. Юному вратарю легче всего забить, ударив под перекладину – он до нее просто еще не может допрыгнуть – рост не позволяет. Вот и появляется желание бить, как можно чаще, верхом, а потом этот навык закрепляется. Вот и бьют наши футболисты, не «прижимая мяч к земле». Вывод ясен – у детей должна быть своя разметка поля и свои ворота, но это уже тема для другой беседы.

Владимир Вашевник