Колумб питерского гольфа

Колумб питерского гольфа

Два года назад 114я сессия МОК едва не приняла решение о включении в программу Олимпийских игр, начиная с Пекина 2008, гольфа.

Два года назад 114я сессия МОК едва не приняла решение о включении в программу Олимпийских игр, начиная с Пекина 2008, гольфа. К этому вопросу было решено вернуться после афинской Олимпиады.

Вероятность возвращения в олимпийскую семью гольфистов, последний раз участвовавших в Играх аж в 1904 году, весьма велика. Скорее всего, в олимпийских соревнованиях по этому виду примут участие и россияне. О гольфе, и прежде всего о гольфе в городе на Неве, мы беседуем с «Колумбом питерского гольфа», старейшим гольфистом России, президентом Региональной ассоциации гольфа и Академии гольфа Виталием Баранчуковым, 9 октября отметившим свое 70-летие.

– Насчет «Колумба» – это вы намекаете, что я завез гольф в Петербург из Америки? – смеется Виталий Викторович. – Скорее это относится к моему сыну Сергею. В 1992 году он гостил в США у своего друга Руди Бэрфорда, директора школы в городке Окала (штат Флорида). И тот предложил пройти ему начальный курс гольфа в местном спортивном клубе. Сергей буквально влюбился в эту игру и вернулся домой со страстным желанием играть, с комплектом клюшек и мячами. А затем заразил гольфом и меня.

Гольф мне, профессиональному тренеру (я окончил Институт физической культуры имени Лесгафта), показался самым гармоничным видом спорта, требующим исключительной координации и владения своим телом. Ведь из 640 мышц человека у гольфиста задействованы 164. Американцы шутят, что большее физическое удовлетворение, чем гольф, приносит только секс.

При этом гольф – это игра интеллектуальная, на 90% должна работать голова и только на 10% – мышцы. Кроме того, спортсмены находятся в удивительном единении с природой, а также с друзьями, партнерами по игре. Не случайно бизнесмены так любят вести деловые переговоры на полях для гольфа.

В 1992 году Виталий Баранчуков взял на себя материальное обеспечение тренировок и соревнований первых питерских гольфистов, среди которых были его сын Сергей и племянник Алексей Баранчуковы. Династия Баранчуковых сыграла немалую роль в развитии гольфа в Петербурге. Летом они выезжали на поля возле станции Лигово, зимой тренировались в спортзале одной из школ на Гражданке. По чертежам Баранчукова-старшего было изготовлено оборудование для тренировок в помещении. Во Дворце спортивных игр «Зенит» в середине 1990-х годов проводились зимние соревнования по гольфу.

– Тогда, 10 лет назад, мы были романтиками, – говорит Виталий Викторович. – Считали, что этот новый вид спорта достаточно легко привьется на российской почве, ведь в большинстве стран гольф давно уже, можно сказать, народный спорт. Мы не учли того, что несколько соток земли в центре города – слишком лакомый кусок для желающих извлечь быструю прибыль, скажем, благодаря застройке. Поэтому нам не удалось найти инвесторов, пришлось отказаться от участка в Автово, где мы предполагали оборудовать поле. Да и Дворец «Зенит» счел более выгодными арендаторами теннисистов…

Положение спас главный врач санатория «Дюны» Сергей Спицын, ныне возглавляющий городскую Федерацию гольфа. В санатории, являющемся реабилитационным центром, прежде всего для кардиологических больных, спорт – важный компонент лечебного курса. Сперва в «Дюнах» была оборудована площадка для минигольфа, а затем, благодаря приглашенному туда на работу Сергею Баранчукову, и поля для «нормального» гольфа.

В «Дюнах» был открыт гольф-клуб, и Баранчуков-младший стал его директором. Сперва были построены тренировочное поле и поле на 6 лунок для соревнований с короткими ударами (паттинг, чипинг и питчинг), а два года назад – поле из трех лунок, отвечающее международным требованиям. На нем можно проводить полноценные соревнования, аналогичные тем, что проводятся на стандартном 18-луночном поле. Только проходить его надо 6 раз.

Основная проблема гольфа в России, считает Виталий Баранчуков, заключается в том, что занятия им пока слишком дороги – с одной стороны, высока стоимость экипировки, с другой – стоимость строительства и эксплуатации полей. Поэтому в огромной России всего три (!) более-менее полноценных поля, причем два из них в Москве, а одно в «Дюнах». И гольфом занимаются порядка 1500 человек, подавляющее большинство из них – люди с достатком существенно выше среднего. А в сравнительно небольшой Швеции – 400 полей. В США же, по населению сопоставимых с Россией, на 20 тысячях полей занимаются гольфом 38 миллионов человек. Должна измениться экономическая ситуация в нашей стране: пока не появится полноценный средний класс и существенно не возрастет роль государства в развитии массового спорта, ни о какой массовости гольфа речи идти не может, гольф будет оставаться спортом элитарным.

И все же, считает Виталий Баранчуков, и в нынешних условиях можно сделать немало. Свои знания спортивного педагога он использует для разработки методик начального обучения и тренировок опытных игроков. Гольфклуб предоставляет поля для тренировок молодых воспитанников возглавляемой им Академии, которые достигли немалых успехов. К примеру, Анастасия Неуймина стала чемпионкой России в 1999 году, а в 2000 году – бронзовым призером первого любительского чемпионата мира в США. Но особые надежды сейчас наставник возлагает на 17-летнего Кирилла Лачина. Кирилл занимается под руководством Баранчукова с 8 лет. Два года назад он стал одним из лучших юниоров России, а в этом году стал серебряным призером взрослого чемпионата Петербурга. На будущий год Кирилл собирается поступать в АФК им. Лесгафта, куда Виталия Баранчукова пригласили преподавать. Баранчуков уверен, что Лачин станет одним из лучших гольфистов России, а в будущем и отличным тренером.

Отметим, что по инициативе Баранчукова-старшего несколько его учеников, в том числе Алексей Баранчуков, поступили в Лесотехническую академию, чтобы получить необходимые знания для работы гринкипером – специалистом, отвечающим за состояние зеленого покрова гольф-поля.

Таким образом, считает Виталий Баранчуков, он закладывает камни в фундамент, на котором еще предстоит строиться российскому гольфу. Работать он собирается долго и плодотворно – несмотря на свои семьдесят, ощущает себя 20-летним. Молодые позавидуют его мускулатуре! За годы занятий гольфом он 16 раз поражал лунку с первого удара – большинству игроков «hole-in-one» не удается это сделать и единожды. Последний раз такой «подарок» Виталий преподнес себе за день до юбилея…