Главный тренер СКА Николай Соловьев: С теми, кто требует к себе привилегий, нам не по пути

Главный тренер СКА Николай Соловьев: С теми, кто требует к себе привилегий, нам не по пути

Питерские армейцы вышли из отпуска и уже третий день под руководством своего нового наставника Николая Соловьева бегают 12-километровые кроссы.

Питерские армейцы вышли из отпуска и уже третий день под руководством своего нового наставника Николая Соловьева бегают 12-километровые кроссы. В среду у игроков к тому же началась еще и диспансеризация.

В Финляндию поедут 7 пятерок и три вратаря

- Николай Дмитриевич, как долго собираетесь гонять ребят? - спросил при встрече наш корреспондент главного тренера СКА.

- Не гонять, а вести подготовку, - улыбнулся Николай Соловьев. - Дело в том, что я не первый год работаю по этому плану. Так было и в Новокузнецке. Он себя оправдывает. Первоначально у нас были запланированы кроссы на стадионе Кирова. Но потом прикинули время на дорогу: час туда, час обратно. И решили побегать первую неделю в парке возле базы. Нас эта дистанция устраивает.

- Могу предложить ноу-хау. Сократить дистанцию до шести километров, но при этом переодеть всех в сапоги, выдать военную форму, автомат, противогаз. И вперед с полной армейской выкладкой. Тогда ваши 12 километров для многих точно медом покажутся.

- Ну, это мы проходили (смеется), когда в армии служили. Тогда все бегали. Но сейчас у нас немного другое направление. Поэтому я внимательно наблюдаю за ребятами в эти первые дни и хочу сказать им спасибо за то, что они серьезно относятся к моим требованиям. Сегодня первая группа игроков прошла диспансеризацию. По предварительным результатам показания у всех в норме. Это не может не радовать.

- Сколько человек на данный момент у вас тренируются в команде?

- По состоянию на среду, 22 июня, у нас занимаются 40 человек. По уважительным причинам отсутствуют Максим Соколов, Сергей Шабанов, Иржи Марушак, Петр Лешка и Виктор Александров. Последний должен подъехать в четверг. Итого получается 8 звеньев и 4 вратаря. Такой состав у нас был запланирован заранее. За тот период, что мы будем работать в Санкт-Петербурге до выезда на турнир в Паюлахти, включая ледовую подготовку, которая начнется с 1 июля, мы должны будем его немного подкорректировать.

В Финляндию поедут уже 7 пятерок и три вратаря - 38 человек. В дальнейшем, с учетом большой группы молодых ребят, подключенных к тренировочному процессу, в целом мы хотим оставить 25 игроков и три голкипера - пять полноценных пятерок. Это - штатное расписание. Плюс шестое молодежное звено, которое будет принимать участие как в чемпионате, так и играть за фарм-клуб.

От Федора Тютина и Виктора Козлова не отказался бы

- Стало быть, это окончательный расчет? Других игроков в СКА не появится?

- Ну почему? Я бы не хотел опережать события. У нас есть на примете и другие кандидатуры. Но мне не хотелось бы озвучивать все фамилии. Хотя могу сказать, что сегодня приезжает Федор Тютин. И мы бы хотели с ним договориться. Тем более что его знают питерские болельщики. Открытым остается вопрос и по Виктору Козлову. Словом, если у нас появятся еще хоккеисты, то это в первую очередь касается двух вышеназванных игроков. При условии, что нам удастся найти с ними взаимопонимание.

- А Семенов что, уже уехал в НХЛ?

- Ну, как вам сказать. Его в команде, скорее всего, не будет. Еще я разговаривал по телефону с защитником Маратом Давыдовым. Но так получилось, что он уже подписал контракт с ХК МВД. Не знаю, как у него там все сложится. Но, думаю, что он чуть-чуть поторопился. Все-таки я знаю его как игрока. В меньшей степени как человека. Но отзывы о нем слышал хорошие. Поэтому хотел бы, чтобы он играл в родном городе. Но, видимо, пока немного не судьба.

- Если говорить о Тютине и о Козлове, то переговоры с ними упираются в возобновление сезона в НХЛ или же в возможность СКА потянуть их контракты?

- И в то, и в другое. В первую очередь, это, естественно, ситуация в НХЛ: отменят или нет за океаном локаут. Ну а во-вторых, сможем ли мы удовлетворить их пожелания, учитывая наше финансовое положение. Словом, вопрос очень тонкий. С Федором Тютиным Борис Николаевич (Винокуров - президент клуба. - А.Г.) переговорит уже завтра, в четверг. Виктор Козлов, по некоторым сведениям, должен приехать в Санкт-Петербург 5-7 июля. Будет разговор и с ним.

Если бы Юдин часто не мигрировал, поддержал бы его из-за уважения

- Как прокомментируете слова Максима Сушинского о том, что он сам предлагал свои услуги СКА, но финансовые условия клуба не позволили ему вернуться в команду?

- Я очень сожалею, что не настолько близко знаком с Максимом. Поэтому, видимо, у нас и не получилось с ним разговора. Хотя, конечно, нужно было встретиться, поговорить. Я слышал, что он хотел вернуться в СКА. Но Максим - дорогостоящий игрок.

- По ходу межсезонья всплывали фамилии еще двух игроков, которые хотели бы вернуться в СКА. Это Алексей Кознев и Александр Юдин. По каким причинам вы не видите их в команде?

- Если бы Саша (Юдин. - А.Г.) не мигрировал из команды в команду, а все время играл в Санкт - Петербурге, то я бы его, конечно, поддержал. Из уважения к нему. За тот вклад, что он внес в СКА. Хотя, откровенно говоря, когда возрастной игрок ничем не уступает молодым ребятам, может сделать результат, то его имеет смысл оставить в коллективе. Если же хоккеисты, которым за 35 просятся сами в команду, то я на эти вещи смотрю весьма скептически.

- Говорят, что вы не любите тафгаев. В свое время довольно быстро расстались с Назаровым, который заканчивал сезон в «Авангарде».

- Ну почему не люблю? Просто я считаю, что в хоккее каждый должен уметь постоять за себя и за команду, если соперник переходит какие-то границы. Это мужское дело. Но ездить по площадке и бить всех подряд? Зачем это нужно. Тем более что все драки чреваты удалениями. Поэтому, честно говоря, я не вижу особой необходимости в специальном присутствии таких людей в команде.

- Как вы относитесь к энхаэловцам? Создается впечатление, что ставку в своей работе вы делаете на молодых российских хоккеистов, которых находите, доводите… Не было финансовых условий для приглашения дорогостоящих игроков, проводивших прошлый сезон в России? Или же, наоборот, считаете, что постоянно играющие в суперлиге ребята лучше адаптированы к нашим площадкам и в целом к российскому хоккею?

- Прежде всего большое значение имеет финансовая составляющая. У меня, действительно, в прошлом году не было возможности пригласить в команду известных российских игроков, выступающих в НХЛ. Но я не отказываюсь работать с энхаэловцами. Все зависит от того, как человек относится к своей работе, не подвержен ли он звездной болезни, как ведет себя в коллективе. Если в игре и в быту он пример для подражания, то я только за то, чтобы такой игрок был в команде.

Возьмем тех же Ягра, Павла Дацюка, Виктора Козлова, Семина и других, на протяжении всего прошлого сезона демонстрировавших профессиональное отношение к хоккею, что благотворно сказывалось на коллективах, за которые они играли. Но когда в клубе появляется звезда и начинает требовать по отношению к себе каких-то привилегий, то я категорически против этого. Команда есть команда. Хотя люди бывают разные.

СКА - Новокузнецк или «Металлург» - Санкт-Петербург?

- В Питере уже шутят по поводу изменения названия команды на СКА - Новокузнецк…

- Или на «Металлург» - Санкт-Петербург. Знаю. Слышал. Но думаю, что никакого деления на «чистых» и «не чистых» не произойдет. Все ребята знают друг друга. И я не хотел бы снова затрагивать тему, почему мы уехали. Просто скажу, что на это была своя причина. Что же касается перехода игроков, то все они взрослые люди, у них уже есть дети. Мы никого не привезли сюда силком, в наручниках. Игроки самостоятельно принимали это решение на основании пункта в своих контрактах, гласящего о том, что со сменой главного тренера они могут поменять клуб. Об этом все прекрасно знают. Стало быть, я никого никуда не перетаскивал. Перетащить можно какую-то вещь. Хотя не буду скрывать, мне приятно, что они изъявили желание играть не под моим, я специально подчеркиваю, а под нашим руководством, поскольку и Николай Макаров имеет большое отношение к Новокузнецку, и Олег Гросс. Ребята могли выбрать любую другую команду. Но они пришли к нам. Причем мы смогли в силу опять же подбора игроков и конкуренции в составе пригласить далеко не всех желающих. При этом некоторые из них перешли в «Сибирь», кто-то остался в Новокузнецке. Но никаких обид ни на кого у нас нет.

- Вместе с тем вы, наверное, отдаете себе отчет в том, что не только в российском хоккее, но, наверное, и в мировом, создан прецедент, когда вслед за тренером в другой город уехала практически вся команда, все ее ведущие игроки?

- Если говорить о количественном составе, то я согласен, что такая большая группа игроков уехала впервые. Но подобные случаи были и в хоккее, и в футболе, когда ведущие игроки следовали за своим тренером.

- Надо полагать, что наличие в команде людей, знакомых с вашими требованиями, тактическими схемами игры, да и вообще с взглядами на хоккей - это большое подспорье в работе?

- Безусловно, в этом есть рациональное зерно. Хотя, с другой стороны, можно взять того же Сашу Завьялова, который играл под моим руководством очень давно в новочебоксарском «Соколе». Потом его пригласили в «Ак Барс». А теперь нас снова свела судьба. Так что, я думаю, мы найдем общий язык со всеми ребятами.

- Кстати, полностью ли решен вопрос по переходу игроков новокузнецкого «Металлурга» в СКА? Или со стороны вашего прежнего клуба еще возможны какие-то козни?

- Думаю, что полностью. В настоящий момент с ними происходит заключение контрактов по принципу «два плюс один». Со всеми игроками, так же как и со мной, контракт подписывается на два года, поскольку я не люблю большой текучести. Состав должен быть сбалансирован на длительный срок.

- Вы, наверное, уже почувствовали, что с вашим появлением в СКА питерские болельщики связывают большие надежды. А вдруг не заладится работа на новом месте?

- Во-первых, я бы хотел оправдать доверие руководства клуба и болельщиков. И решить с командой поставленные задачи. Что же касается второй части вопроса, то если бы я так сильно сомневался в том, что не получится, то остался бы в Новокузнецке на тех условиях, какие там были. Поэтому я верю в успех нашей команды. Во всяком случае, со своим тренерским штабом я постараюсь сделать для этого все возможное.