Собирать машины нас научат китайцы

 Собирать машины нас научат китайцы

Российское правительство приняло концепцию развития отечественной автомобильной промышленности на 5 лет вперед. Примером для подражания является, естественно, Китай, который начал с того, что стал выпускать дешевые автомобили на базе старых моделей мировых концернов.

Российское правительство приняло концепцию развития отечественной автомобильной промышленности на 5 лет вперед. Примером для подражания является, естественно, Китай, который начал с того, что стал выпускать дешевые автомобили на базе старых моделей мировых концернов. Наше правительство тоже хочет, чтобы с помощью иностранцев с конвейеров наших заводов сходили "Лады", "Волги" и "УАЗы" мирового уровня.

\

\

Между тем, эти планы реализации прорыва российских автомобилей на мировые рынки, разработанные в недрах Минпромэнерго, вызвали настоящий шок среди... иностранных экономистов, которые практически уверены, что, если концепция будет реализована, к 2010 году в России почти наверняка не останется вообще никакой автомобильной промышленности, хотя автомобили как товары все же будут выпускаться.

\

Правда, ограниченным тиражом. Справедливо полагая, что сейчас российские предприятия не перспективны, в связи "с высокой степенью их износа, недостаточным качеством большей части продукции", Минпромэнерго поощряет увеличение выпуска иностранных машин в России. Что в общем-то вполне логично. В конце апреля правительство решило снизить импортные пошлины на автомобильные комплектующие и детали. Концепцией предусматривается, что к 2009 году на территории России будут работать 6 автосборочных заводов (компаний), преимущественно с иностранным капиталом и в иностранном владении - GM-АВТОВАЗ, TarАЗ (Hyundai), Ford и Toyota в Ленинградской области, Автофрамос/Renault в Москве, Volkswagen и DaimlerChrysler (пока неизвестно где). К тому времени они будут производить 1050 тыс. шт. легковых автомобилей, кроме того, предполагается импорт иномарок в количестве 550 тыс. шт.

\

\

Чиновники уверены, что иностранные компании, получив льготы, начнут один за другим открывать у нас собственные сборочные предприятия (желательно, в тесном партнерстве с нашими компаниями) и обогатят российский автопром новыми технологиями. И заодно потянут к нам западных производителей автокомпонентов, которым ничего другого не останется, как тоже построить здесь свои заводы.

\

\

Мудрецы из Минпромэнерго пророчат, что новыми компонентами мирового уровня, но уже по низким ценам, будут пользоваться и российские заводы, что приведет к резкому росту качества национальных автомобильных брендов. На самом деле, у иностранных компаний нет особых стимулов пользоваться услугами российских поставщиков, либо привлекать сюда поставщиков иностранных. Согласно условиям, поставленным нашими властями иностранным компаниям, они должны через 54 месяца локализовать производство на 10%, а через 84 месяца – не менее 30%. То есть, в лучшем случае, через 7 лет после основания завода российские поставщики должны производить треть деталей для российской иномарки.

\

\

По мнению директора департамента общественных связей "РусПромАвто" Владимира Торина, учитывая снижение пошлин на комплектующие, иностранцам теперь остается лишь прикрутить гайки и выгодно продать подешевевшие автомобили россиянам. Если иностранные концерны не принуждать к наращиванию локализации производства здесь, они сами не станут этим заниматься. Дешевле производить комплектующие в Китае.

\

\

По мнению аналитика Токийского фонда Кэи Амамура, при условиях локализации, предусмотренных стратегией, российская автокомпонентная промышленность могла бы поставлять для собираемых в России иномарок только металлические и пластмассовые отливки, стекла и прочую "мелочь". Все остальное будет ввозиться из-за границы. Отечественные производители автокомпонентов к этому времени уже разорятся, - говорит японский аналитик. Российским заводам тоже предстоит лишь импортировать из-за границы иностранные компоненты, что приведет к заметному удорожанию отечественных автомобилей.

\

\

Стратегия оптимистически предполагает, как будто само собой разумеющееся, что в 2010 году на рынке останется российская национальная автомобильная компания, которая якобы будет выпускать в данном году более 1 млн. штук машин. Речь, безусловно, идет об АВТОВАЗе. Однако у иностранных аналитиков есть подозрения, что АВТОВАЗ через пять лет уже не сможет продолжать выпуск собственных моделей легковых автомобилей и вынужден будет перейти к автомобилям на базе моделей иностранных автоконцернов. В этом случае завод вынужден будет работать на импортных компонентах, но на равных условиях с иностранными компаниями-сборщиками в России. И, вероятнее всего, считает тот же К.Амамура, эта компания превратится в еще одного "сборщика".

\

\

В настоящее время в России существует более 250 крупных и средних предприятий отрасли, на которых работает 650 тыс. человек. Российскими автозаводами в прошлом году было выпущено 1035 тыс автомобилей, в том числе 129 тыс. машин, собранных на совместных предприятиях из импортных комплектующих. Практически ничего из этого, за исключением сборки, через пять лет не останется. А российские автозаводы будут заниматься не разработкой моделей, а лишь сваркой, окраской и сборкой кузовов автомобилей иностранных компаний. "Отечественные машины неплохо зарекомендовали себя на рынках Азии, Африки и Латинской Америки из-за выгодного сочетания цена-качество. Если же российский автопром будет развиваться по "отверточному пути", то от этих рынков придется отказаться", - считает В.Торин