Игра в шары по-русски

Игра в шары по-русски

Несмотря на то, что именно Петербург признан столицей российского бильярда, всего лишь один игрок из нашего города является обладателем звания мастера спорта международного класса.

Несмотря на то, что именно Петербург признан столицей российского бильярда, всего лишь один игрок из нашего города является обладателем звания мастера спорта международного класса. В свои двадцать лет Владимир Петушков уже трижды завоевывал «бронзу» на чемпионате мира по русскому бильярду. На вопросы «МК» в Питере» Владимир ответил по завершении чемпионата России, где вновь занял «любимое» третье место.

— Считается, что бильярд в России может быть прибыльным занятием только в том случае, если игрок достигает очень высокого уровня. Задумывались о своих финансовых перспективах, когда начинали играть профессионально?

— По правде сказать, в то время подобных мыслей не было. Сейчас действительно в этом отношении многое изменилось. Зачастую выбираешь турнир не из спортивного интереса, а из-за финансовой выгоды. Ведь оплачивать необходимо очень многое, в том числе регулярные переезды. К сожалению, пока бильярдная федерация не в состоянии обеспечивать спортсменов даже самого высокого уровня.

— Выиграв в семнадцать лет чемпионат Европы по русскому бильярду, вы стали самым молодым победителем этого турнира. В психологическом плане та победа что-нибудь изменила?

— Опять-таки, решил было, что теперь-то появятся спонсоры и денежные проблемы улетучатся. Но на практике все вышло наоборот. И сейчас приходится искать спонсоров самому.

— Почему заинтересовал именно русский, а, скажем, не пул?

— Ответ простой. Чтобы реально претендовать на крупные победы в пуле, необходимо регулярно ездить по европейским или американским турнирам. Настоящим мастером в снукере можно стать только после учебы на его родине — в Англии. Центром же русского бильярда являются страны бывшего СССР, то есть достичь высокого уровня можно в домашних условиях. Плюс есть второй момент. В русском бильярде как нигде развита игра на деньги.

— Почему же тогда многие профессиональные бильярдисты отрицают факт денежной игры?

— Наверное, потому что в последние годы действительно идет развитие спортивного бильярда. Увеличивается количество турниров, а также общий интерес к игре.

— Нельзя не обратить внимание на то, что большинство крупных турниров сейчас выигрывает молодежь. Чем это объяснить?

— Это вытекает из развития бильярда, оборудования, которое делает игру более атакующей. Игроки раньше начинают заниматься, и они явно превосходят ветеранов в кураже, который в игре играет важнейшую роль. А ветеранами нынче можно считать даже тех, кому всего лишь за тридцать. Более того, и нас, двадцатилетних игроков, все настойчивее тревожат совсем юные бильярдисты.

— К двадцати годам вы успели поучаствовать в чемпионате мира уже трижды и все три раза добивались одинакового результата, доходя до полуфинала. Найдите отличия...

— В первый раз мне крайне не хватало опыта. Достаточно сказать, что в каждой из четырех партий я лидировал: три раза по 6:0 и единожды 5:0 (игра идет до восьми шаров) и проиграл в итоге все партии. На следующем чемпионате в Петербурге, также имея огромное преимущество, чересчур рано начал думать о финале, где предстояло бы встречаться с Евгением Сталевым — лучшим на тот момент игроком. А в итоге Ярослав Винокур выиграл и у меня, и у Сталева. Наконец, к московскому турниру я вообще не готовился. Так что «бронза», завоеванная там, стала приятной неожиданностью.

— То, что психологический настрой играет в бильярде огромную роль, наверное, понятно каждому? Однако, например, двукратный чемпион мира Каныбек Сагындыков из Казахстана, судя по его лицу, будто лишен нервов...

— В нем, вероятно, идеально сочетается мастерство и азиатское спокойствие. Хотя мне кажется, что попросту такие игроки сдерживают себя. Это, на мой взгляд, даже вредно.

— А вам случалось эмоционально «перегореть»?

— Такое, на самом деле, случается крайне часто. У нас большинство проблем идет от головы, а после игры огромного труда стоит забыть упущенные возможности. В чем, к слову, недостаток наших игроков — в большинстве своем они играют с соперником. В отличие от нас, зарубежные мастера пула или снукера умеют, не обращая внимания на конкурента, заниматься исключительно позицией на столе. Лично мне было бы интересно поработать с психологом, но найти отличного специалиста сложно, он ведь еще должен понимать особенности игры.

— Есть ли у вас какие-либо приметы?

— В мистику не верю, зато понятие «везение» в бильярде играет существенную роль. Можно выбрать авантюрный удар, не попасть, а шары встанут так, что конкурент не знает, что бить. Или наоборот, шар может после простого удара повиснуть в створе лузы. При этом свое везение незаметно, а удача соперника ужасно нервирует.

— Какова продолжительность тренировок бильярдиста?

— Лично мне на данном этапе вполне хватает одного-двух часов в день у стола. Перед крупными турнирами это время увеличивается. У меня бывало так, что после усерднейших тренировок и жесткого режима я проигрывал вчистую, а после, мягко говоря, свободного графика в лузы летело все подряд. И опять-таки, на эмоциональное состояние у стола огромное влияние оказывает общее психологическое самочувствие.

— А если говорить об общей физической подготовке?

— Без нее, безусловно, также ничего не выиграешь. Иногда все считают игрока фаворитом, а он всю ночь на деньги где-то рубился и на турнир пришел «разобранный». Но и кроме простого режима необходимо поддерживать физическую форму. По мне, лучшими способами являются йога для дыхания и плавание для нормальной работы мышц.

— Наконец, вопрос, который применим для всех спортсменов, долгое время занимающихся одним видом. Не надоедает бильярд?

— Занимаясь им уже семь лет, скажу больше: иногда просто тошнит от него. В этом случае использую проверенное средство. Не то что не играю, даже не захожу в бильярдную в течение недели. И, как ни странно, после этого срока, выражаясь по-бильярдному, начинает «трещать шкура». Выходит, долго без игры я не могу.

Невероятные бильярдные факты

Стэнли Стоник сделал серию в 46 шаров, играя одной рукой.

Джулиус Б. Шустер мог поднять с плоской поверхности одной рукой, не помогая себе второй, десять бильярдных шаров для игры в пул.

Сэм Сичерман играл в бильярд ртом, забивая подчас по 15 шаров. Он клал биток в рот и выдувал его в направлении прицельного шара.

Отто Райселт выполнил удар от шести бортов, когда на столе находилось 120 шаров. Биток отразился от бортов 6 раз, пройдя свыше 40 футов (12 метров), и не задел ни одного шара, за исключением двух назначенных.

Под именем мисс Фрэнсис Андерсон, завоевавшей высший титул на чемпионате мира среди женщин, скрывался мистер Ори Ф. Андерсон из Ньютона, штат Канзас. Он принимал женский облик на протяжении 25 лет.

Фото Вячеслава Архипова

Станислав Федоров
Газета Московский Комсомолец в Питере №24/46 за 17-06-2005