В Россию – с любовью

В Россию – с любовью

Заключительной гонке международной регаты парусных тримаранов “Nokia OOPS Cup”, которая пройдет в субботу 16 июля в акватории Невы между Троицким и Дворцовыми мостами, предшествовала морская гонка по Балтийскому морю между польским Сопотом и Санкт-Петербургом.

Заключительной гонке международной регаты парусных тримаранов “Nokia OOPS Cup”, которая пройдет в субботу 16 июля в акватории Невы между Троицким и Дворцовыми мостами, предшествовала морская гонка по Балтийскому морю между польским Сопотом и Санкт-Петербургом. Финиш ее проходил в Кронштадте, у форта Константин.
Регата эта одна из популярнейших в Европе. При проведении входящих в ее программу городских гонок набережные буквально усеяны зрителями, а к финишу морских подходят любители водного спорта на своих судах, сопровождают гигантские тримараны на последних метрах дистанции и радостно приветствуют как победителей, так и просто сумевших одолеть морскую стихию и достойно финишировать.
К сожалению, в России парусный спорт пока не столь популярен, и у форта Константин встречали яхты лишь судьи, представители организаторов гонки да несколько отважных журналистов.
«Акул пера», не побоявшихся заплыть в Маркизову лужу, ждал небольшой сюрприз. Гонка, стартовавшая в Сопоте 12 июня и чей финиш ожидали в Кронштадте вечером следующего дня, задерживалась. Штиль, настигший яхты в польских водах, заставил их простоять с обвисшими парусами почти 10 часов, так что финиш в Кронштадте ожидался ориентировочно 14 июля в районе 15 часов. Однако предыдущим вечером ветер неожиданно решил вернуть долги, по крайней мере два часа яхты сумели наверстать. Чтобы прибыть к финишу раньше тримаранам, журналистам пришлось пересаживаться прямо в акватории морского канала с комфортабельного теплохода на надувные моторные лодки типа RIB.
Это были лодки, практически схожие с теми, что двумя неделями раньше разыгрывали звание чемпиона мира в «гонках на выносливость» вокруг Петропавловской крепости. Однако бравым журналистам в награду «за выносливость» вместо чемпионских регалий достались лишь острые ощущения от гонки против трехбалльной волны на скорости порядка 25 узлов. Лодочки то взлетали на метр над водой, пролетая несколько метров вперед, то почти зарывались носом в волну, которая щедро окатывала всех находящихся на борту. Оставалось лишь уповать на мастерство судоводителей Владимира Иконникова и Александра Шалагина – впрочем, опытных мореходов, неоднократных победителей и действующих чемпионов Балтийской регаты в классе яхт «Звездный»…
Едва прибыв в Кронштадт, официальные лица и журналисты вынуждены были поторопиться к линии финиша, которая проходила между двумя буями, обозначающими фарватер в районе форта «Константин». И вовремя – на горизонте появляется парус, а через несколько минут можно рассмотреть и силуэт яхты. Это тримаран “Stena Sovcomflot”, идущий под шведским и российскими флагами и ведомый опытнейшим шкипером французом Бруно Пейроном.
Они опережают ближайших соперников, норвежскую яхту “Academia” почти на 50 минут. Яхта неспешно скользит под яркими лучами солнца с безоблачного неба, меняет галсы, идет прямо на лодку с журналистами, так что видны все 16 метров ее ширины между тремя корпусами, однако в последний момент отворачивает, подставляя свой гордый профиль – 400 м2 парусов на 30 мачте, венчающий 18-метровый главный корпус. “Stena” пересекает линию буев – и с судейской лодки взвивается в небо зеленая ракета. Финиш! Теперь можно спускать паруса и принимать поздравления.
Макс Гринфелд, руководитель проекта “Stena Sovcomflot”, не скрывает своего удовлетворения. Еще днем раньше на пресс-конференции он сообщил о том, что его яхта уверенно идет к победе в гонке, опережая ближайших преследователей на час. Кстати, эта победа принесла яхте и досрочное чемпионство в общем зачете регаты.
Макса безо всякого преувеличения можно назвать «отцом-основателем» петербургского этапа регаты “Nokia OOPS Cup”. «Это результат счастливого сложения обстоятельств – моей любви к морю, к парусным гонкам, в котором, в прочем, я не претендую на класс выше любительского – и моей любви к России», – говорит счастливый руководитель успешного проекта.
Россия для г-на Гринфелда, который говорит по-русски совершенно свободно и с акцентом не бóльшим, чем у нашего министра спорта Вячеслава Фетисова или питерской теннисной звезды Светланы Кузнецовой – вторая родина. Его шведские предки, очарованные коммунистическими идеями, в 1920-е годы приехали сюда строить новое общество. В России Макс родился в 1961 году и прожил первые свои 17 лет.
Возвращение на историческую родину явно пошло Максу Гринфелду на пользу – в настоящее время он является членом совета директоров компании “Stena Bulk”, специализирующейся на морской перевозке нефтепродуктов. Но и вторую родину он не забывает. У компании “Stena” – тесные деловые связи с российским морским перевозчиком «Совкомфлот», и именно Макс стал инициатором их совместного спортивного проекта.
Первоначально это должны были быть три парусных лодки, которые предполагалось в 2003-2004 годах построить в Санкт-Петербурга для участия в океанских гонках “Volvo Offshore Race”. Регата эта осенью 2005 года должна была стартовать и через полгода финишировать в городе на Неве. Однако когда выяснилось, что организаторы “Volvo” сменили Петербург на Амстердам, пришлось от этого проекта отказаться. И тогда организаторы регаты “Nokia OOPS Cup”, с которыми у Макса Гринфелда тесная дружба, предложили ему «пробить» этап регаты в Санкт-Петербурге. Эта идея получила поддержку в городском правительстве, предложившем в качестве организатора от Петербурга компанию «Открытый Санкт-Петербург» во главе с Михаилом Рыдником, имеющую опыт блистательного проведения международных спортивных состязаний.
Необходимым участием проведения этапа регаты “Nokia OOPS Cup” является участие в ней яхты, представляющей страну-хозяина этапа. Яхта “Stena Sovcomflot” несет российский флаг, а в ее экипаже – российский яхтсмен Андрей Кливер. Как ни странно, но это не псевдоним (напомним, что кливер – один из парусов). Как смеется сам Андрей, фамилия – перст судьбы. Его отец опытный яхтсмен, выступал в олимпийских классах яхт в соревнованиях уровня чемпионатов Европы. А он сам предполагает выступить в чемпионате Европы в олимпийском классе «Финн», а также участвует и в регатах океанских яхт. Правда, шкипер яхты, опытный морской волк Бруно Пейрон разрешает ему «гоняться» только в городских этапах “Nokia”. В морских гонках, где на борту может находиться только шесть яхтсменов, предпочтение шкипер пока отдает более опытным.
Про самого Бруно Пейрона нужно сказать особо. Это один из самых опытных яхтсменов в нынешней регате, более четверти века бороздит он просторы морей и океанов, оставил за кормой сотни тысяч морских миль, только переходов через Атлантику в его карьере 34. Он принимал участие практически во всех морских гонках с начала 80-х годов, и гордо носит титул шкипера, совершившего самое быстрое кругосветное путешествие – на яхте “Orange II” он его совершил за 50 дней.
Секрет успеха своей команды (а “Stena Sovcomflot” в нынешней регате выиграла 6 гонок из состоявшихся 11) Бруно видит в опытности и слаженности интернационального экипажа, в который кроме россиянина входят представители еще семи наций, а также в прекрасных мореходных качествах их судна. Про свой огромный опыт капитана морской волк скромно умалчивает. Кстати, на городскую гонку 16 июля Пейрон прогноз давать отказался, сказав, что много зависит от новой для них трассы, а также ветра.
С сожалением приходится отмечать, что гонка в Санкт-Петербурге пройдет не в полном формате – до Кронштадта не дошли шведский тримаран “HIC” и польский “Bonduelle”. Первая яхта сломала перо руля в городской гонке в Сопоте, а поляки снялись с гонки из-за внутренних проблем в экипаже. Так что на старт перед Петропавловской крепостью в 14-00 в субботу 16 июля выйдут лишь 4 океанских красавицы – шведско-российская “Stena Sovcomflot”, норвежская “Academia”, а также финская “TietoEnator 60” и шведская “Nokia”, финишировавшие в Кронштадте 3-й и 4-й соответственно. Впрочем, зрители смогут полюбоваться яхтами, парящими над просторами Невы в течение обоих дней, в пятницу и субботу утром, когда яхтсмены будут опробовать новую для себя трассу.

Борис ОСЬКИН