«Зенит» и ТВ: любовь или брак по расчету

«Зенит» и ТВ: любовь или брак по расчету

Как развиваются в текущем сезоне отношения клуба и телевидения\ Перед началом футбольного сезона - 2005 холдинг «Федком-медиа» во главе с олигархом Алексеем Федорычевым приобрел на три года у Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) права на телетрансляции футбольных матчей чемпионата России.

Как развиваются в текущем сезоне отношения клуба и телевидения

\ Перед началом футбольного сезона - 2005 холдинг «Федком-медиа» во главе с олигархом Алексеем Федорычевым приобрел на три года у Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) права на телетрансляции футбольных матчей чемпионата России. Федорычеву это удовольствие обошлось в 51 миллион долларов - по 17 миллионов «зеленых» за сезон.
\
\ - Сумма в 17 миллионов долларов, выделяемая «Федком-медиа» клубам РФПЛ за право транслировать их матчи, будет распределяться следующим образом, - рассказал корреспонденту «КП» совладелец холдинга Кирилл Игнатьев. - 20 процентов - в зависимости от количества телетрансляций с участием конкретного клуба, 40 процентов - поровну между всеми клубами, наконец, еще 40 процентов - по спортивному принципу, в зависимости от занятого по итогам сезона места.
\
\ Выходит, что чем выше в турнирной таблице идет команда, тем больше ее показывают по телику и тем больше «телевизионных» денег она заработает в конце сезона.

\ - По договору с РФПЛ наш холдинг должен показать минимум 120 матчей чемпионата России, - продолжает Кирилл Игнатьев. - Если покажем меньше, попадаем на крупный штраф.

\ - Клубы получают деньги только за трансляцию матчей на Первом канале и на НТВ, - разъяснил ситуацию нашему корреспонденту пресс-атташе РФПЛ Георгий Черданцев. - Что касается «Зенита», то в первом круге игры вашего клуба три раза транслировались по Первому каналу и один раз - по НТВ. На трансляции Пятого канала договор не распространяется. Это - внутреннее дело «Зенита» и питерского телеканала.

\ Спортивный принцип распределения денег вступает в силу по окончании сезона и предполагает, что чемпион России и серебряный призер получают по 17 процентов от полагающейся суммы ($6,8 млн), остальные команды, занявшие места с 3-го по 16-е, получают поровну.

\ Как распределяются между клубами деньги, выделяемые «Федком-медиа», за право транслировать матчи чемпионата России
\
\ $17 = $6,8 (поровну между всеми клубами, независимо от итогового места в чемпионате России) + $6,8 (по спортивному принципу, в зависимости от итогового места клуба) + $3,4 (в зависимости от количества трансляций матчей клуба).

\ Сколько денег получит «Зенит» за право телетрансляций своих матчей.
\
\ $425 тысяч клуб получит наравне с другими участниками чемпионата России.
\
\ $320 - за третье место, или $1млн 156 тыс. за первое-второе места.
\
\ $14,16 тысячи зарабатывает клуб премьер-лиги на трансляции одного матча, при условии, что «Федком-медиа» показывает 120 матчей за сезон. Допустим, что «Зенит» по четыре раза покажут на общероссийских каналах в первом и втором кругах. Получается, что на восьми трансляциях наш клуб заработает $113 тысяч.
\
\ Итого:
\
\ если «Зенит» занимает в чемпионате России - 2005 первое-второе места, клуб получит $1 млн 694 тыс., если становится бронзовым призером - $858 тыс., если занимает места с 4-го по 16-е - $538 тыс.
\
\ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
\
\ Илья Черкасов, генеральный директор «Зенита»: Мы недовольны тем, как показывают «Зенит»

\
\ - Вы довольны тем, как клуб показывают по ТВ?

\ - Скорее нет, чем да. К примеру, канал «Спорт» попросил нас начать игру «Зенит» - «Сатурн» в 18.00, чтобы показать ее в прямом эфире. Но в шесть часов шла трансляция встречи Марата Сафина на «Ролан Гароссе», а нас показали в записи. И никаких извинений. Нам не присылают рейтинги популярности матчей у аудитории. А это значительно помогло бы клубам в их маркетинговой политике.

\ - Готовы идти на жертвы в угоду ТВ?

\ - В соответствии с договором между РФПЛ и телевидением мы обязаны переносить время начала матчей. Хотя, конечно, начинать матчи в 14.00 очень неудобно.

\ - Вы удовлетворены суммой, которую получает «Зенит» за участие в ТВ-пуле?

\ - Нет. РФПЛ узурпировала права по привлечению спонсоров. «Зенит», например, потерял спонсора - крупнейшего оператора мобильной связи. А все из-за того, что премьер-лига заключала контракт c другим оператором. Целые отрасли, в которых можно было найти источники финансирования, попали под запрет. Но мы идем на издержки в надежде на светлое далеко. Сумма, которую мы получим от телевидения, примерно покроет убытки, которые мы из-за потери спонсоров несем сегодня. О прибыли говорить не приходится.

\ - Какой канал лучше освещает матчи?

\ - Не могу выбрать между Первым каналом и НТВ. Есть претензии к комментаторам. На канале НТВ игра «Крылья Советов» - «Зенит» началась со слов, что встречаются «лидеры провинциального футбола». Это - московское чванство. Деления на московский и провинциальный футбол быть не должно.

\ - Какие у вас отношения с Пятым каналом?

\ - Финансовых отношений у нас нет. Мы считаем, что каждый болельщик «Зенита» должен видеть игру любимой команды. Поэтому помогаем телевизионщикам. Для нас трансляции на Пятом канале - социальный, а не коммерческий проект.

\ А КАК У НИХ
\
\ Стоимость пакетов телетрансляций в ведущих чемпионатах Европы
\
\ Франция
\
\ Владелец: «Канал-Плюс Групп».
\
\ Цена пакета: $2,4 миллиарда.
\
\ Срок контракта: 2005-2008 гг.
\
\ Англия
\
\ Владелец: медиа холдинг «Би-Скай-Би».
\
\ Цена пакета: $2 миллиарда.
\
\ Срок контракта: 2004-2007 гг.
\
\ Германия
\
\ Владелец: группа компаний «Премьер», «АРД», «ЗПФ».
\
\ Цена пакета: $1 миллиард.
\
\ Срок контракта: 2004-2006 гг.
\
\ Италия
\
\ Владелец: общего владельца нет.
\
\ Цена пакета: общего пакета на матчи серии А не существует. Каждый клуб лично ведает правами на трансляцию своих игр. Например, «Ювентус» за трансляции своих матчей получает от компании «Скай-Италия» $90 миллионов в год.
\
\ Срок контракта: один год.
\
\ Испания
\
\ Владелец: медиа холдинги «Софкейбл», «Форте».
\
\ Цена пакета: общего пакета нет. «Реал» и «Барселона» получают за телетрансляции своих матчей на порядок больше, чем середнячки чемпионата. Так, пакет на телевизионные права целой футбольной группы G-30 (8 клубов из первого дивизиона, 22 из второго) стоит $110 миллионов в год. Это столько же, сколько получает один только «Реал» за трансляцию своих матчей.
\
\ Срок контракта: один год.
\
\ Александр ЛУКЬЯНОВ, Юрий ТАМОЕВ. [email protected]
\ Фото Стаса ЛЕВШИНА.