Автомобиль пошел в народ

Автомобиль пошел
в народ

Скопление машин перед домом № 10 по Дворцовой набережной отнюдь не случайно: с 1903 года здесь помещалось Императорское Российское автомобильное общество, созданное с целью развития автомобильного спорта в России.

Скопление машин перед домом № 10 по Дворцовой набережной отнюдь не случайно: с 1903 года здесь помещалось Императорское Российское автомобильное общество, созданное с целью развития автомобильного спорта в России.

Деятельность этого общества оказалась весьма полезной: оно устраивало международные выставки «автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта», а также международные автопробеги на все более длительные дистанции. Надо сказать, что на первых порах его работа не находила особой поддержки правительства, смотревшего на автомобиль, как на очередную модную игрушку. Однако уже к 1909 году отношение к новому транспортному средству в корне изменилось — за ним начинают признавать государственное значение. Немалую роль в пропаганде идеи автомобилизма сыграл Николай II.

\

По свидетельству великого князя Александра Михайловича, когда в России появились автомобили, царь одним из первых высказывался с энтузиазмом об этом изобретении. Тем не менее в течение многих лет он не мог устроить «подобавший русскому императору автомобильный гараж». Дело в том, что в царскосельских и петербургских конюшнях содержалось несколько сотен лошадей, за которыми ухаживали значительное количество конюхов, кучеров, конюшенных мальчиков и прочей челяди. Чтобы перейти на новый способ передвижения, нельзя было одним махом упразднить ни лошадей, ни тех, кто за ними смотрел. В конце концов царь ограничился тем, что заказал два автомобиля французской фирмы «Делонэ-Бельвиль» и выписал из Бельгии шофера Кергиса. После этого, до самого начала войны, он отказывался увеличить количество принадлежавших ему машин...

\

В число первых автолюбителей входил также великий князь Гавриил Константинович, поспешивший заказать себе в 1907 году, к дню своего производства в офицеры, новый моторизованный экипаж. К некоторому его разочарованию, фирма «Победа» не успела выполнить заказ к назначенному сроку и взамен предоставила юному офицеру меньший по размерам автомобиль «Ришар-Бразье». Когда слышишь эти давно забытые экзотические названия, невольно вспоминаются классические строки из романа Ильфа и Петрова с упоминанием «лорен-дитрихов», «паккардов» и «студебеккеров». Возможно, какие-то из них представлены и на публикуемом снимке.

\

Что касается Гавриила Константиновича, то ему и членам его семьи впоследствии суждено было ближе познакомиться с домом № 10, который располагался по соседству с Мраморным дворцом, издавна принадлежавшим их фамилии. Летом 1918 года большевики реквизировали Мраморный дворец, и Гавриилу Константиновичу пришлось искать пристанище в одной из квартир указанного дома...

\

Фотография из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов