Безопасных "народных" автомобилей в России не будет

 Безопасных "народных" автомобилей в России не будет

Практически каждый день на улицах Москвы происходят аварии, фатально заканчивающиеся для участников ДТП. Москвичи уже давно привыкли к видам искореженных Лад и дешевых иномарок, к сотням погибших людей.

Практически каждый день на улицах Москвы происходят аварии, фатально заканчивающиеся для участников ДТП. Москвичи уже давно привыкли к видам искореженных Лад и дешевых иномарок, к сотням погибших людей. По статистике ГАИ, в 2004 году в России было зарегистрировано более 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 34,5 тыс. человек, ранения получили более 250 тыс. человек. При этом число раненых увеличилось за год на 12,7%. По мнению специалистов, множества смертей удалось бы избежать, если бы автомобили были оснащены современными системами безопасности, такими как ABS и подушки безопасности.

\

\

Разработка средств безопасности водителей и пассажиров за рубежом – это целая индустрия с многомиллиардными бюджетами. В Европе с октября 2003 года действуют правила по безопасности легковых автомобилей ЕЭК ООН (№94, №95), по которым машины должны быть оснащены определенным набором средств, обеспечивающим безопасность водителя и пассажиров при фронтальном ударе в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч и боковом ударе. Десятки государственных, межгосударственных и общественных организаций постоянно проводят проверки безопасности машин, устанавливая все более жесткие нормы.

\

В России же только в конце прошлого года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) направила предложение в Минтранс об обязательном оснащении отечественных легковых автомобилей средствами пассивной безопасности. По словам руководителя Ространснадзора Александра Нерадько, есть необходимость в принятии правил, по которым все легковые автомобили в обязательном порядке должны оборудоваться антиюзовыми тормозными системами (ABS) и подушками безопасности. По оценке ведомства, эта мера позволит сократить количество погибших и пострадавших в автомобильных авариях на 20%.

\

\

В Минпромэнерго к подготовке специального технического регламента "О безопасности автотранспортных средств" планируют приступить лишь в третьем квартале 2006 года. Обычно подготовка подобного регламента занимает полгода-год, как минимум. Затем, если к регламенту никто не предъявил претензий (что является практически фантастикой), должно пройти еще полгода до момента его вступления в силу. Таким образом, в лучшем случае обязательное оборудование ABS автомобилей российского производства может начаться не ранее конца 2008 года. Пока же в России обязательны только ремни безопасности.

\

\

Подушки, ABS и прочие средства остаются в нашей стране невостребованными. Спустя ровно неделю после предложений A.Нерадько представители "АВТОВАЗа" заявили о готовности к введению новых законодательных требований к пассивной безопасности автомобилей. По словам представителей компании, совместно с зарубежными партнерами якобы уже разработаны удерживающие и антиблокировочные системы (ABS) для автомобилей Lada.

\

\

На европейский же рынок АВТОВАЗ гонит автомобили полностью отвечающие нормам ЕЭК ООН, а недавно начал "бить" свои новые модели на крэш-тестах на стандартам EuroNCAP – последняя модель завода, "Калина", показала, по заверениям автовазовцев, очень хорошие результаты. И если раньше Лады умудрялись вписываться в европейские нормы и без подушек безопасности, то с III квартала этого года на экспорт пойдут уже "десятки" с подушками безопасности водителя.

\

\

В то же время представители автозавода отметили, что пока запрет на эксплуатацию в России автомобилей без подушек безопасности и ABS не введен, наличие в автомобилях таких опций в нашей стране определяется исключительно покупательским спросом. Правда, есть в России один автомобиль, который оснащается производителем ABS в добровольном порядке – это "ГАЗель", оборудованная для использования в качестве маршрутного такси. При этом, микроавтобус с ABS даже не подорожал – на ОАО "ГАЗ" так устали от обвинений в адрес предприятия в изготовлении "маршруток-убийц", что взяли все расходы насебя.

\

\

Интересно, что не только национальные производители грешат тем, что не оснащают свои автомобили ABS. На территории России есть два "иностранца" - Ford и Renault, которые производят современные автомобили. При этом, и для Ford Focus II, и для Renault Logan ABS заказать можно. Но – за дополнительную плату. Для Focus II, производство которого в России стартовало чуть ли не одновременно с зарубежными заводами, доплата составляет 400 долларов. А Renault предлагает "пакет безопасности", который включается в себя ABS, систему распределения тормозных усилий EBV, пассажирскую подушку безопасности и два задних подголовника стоимостью 670 долларов. Причем для базовой версии Authentique с 1,4-литровым двигателем этот пакет вообще нельзя заказать!

\

\

Как сообщила Autonews.ru пресс-секретарь ЗАО "Форд Мотор Компании" Екатерина Кулиненко, при формировании предложения на второе поколение Ford Focus были учтены пожелания клиентов, которые были недовольны тем, что ABS являлась стандартной опцией в Focus первого поколения в комплектации Ghia, т.к. это вело к удорожанию автомобиля. "Мы идем за рынком, - отметила Е.Кулиненко. – "К сожалению, пока не все российские покупатели считают наличие на автомобиле ABS необходимой опцией".

\

\

Все производители соглашаются с тем, что ABS или подушки безопасности являются очень эффективными средствами спасения жизни и здоровья. Правда, оснащение автомобиля ABS увеличит его стоимость минимум на 300 долларов, а двумя подушками безопасности – еще на 600 долларов. Таким образом, стоимость автомобиля вырастет практически на 1.000 долларов. А наш покупатель, всю жизнь проездивший на "Жигулях" и "Волгах" готов экономить на всем, лишь бы получить автомобиль подешевле.

\

\

Между тем, год назад Всероссийский союз автостраховщиков выступил с инициативойповысить коэффициент ОСАГО для автомобилей, не оборудованных современными средствами пассивной и активной безопасности, и понизить для тех машин, которые ими оборудованы. Свою позицию страховщики объясняют тем, что по статистике подушки безопасности примерно вдвое снижают смертность и инвалидность при ДТП. Однако, учитывая то, что российский автопарк сегодня в большинстве своем — отечественные машины и старые иномарки, в которых такие подушки отсутствуют, инициатива всерьез рассмотрена не была. Кроме того, эксперты подчеркивают, что если это предложение будет принято, оно ударит по карману подавляющего большинства российских автовладельцев.