Светлана Абросимова - девушка с характером!

Светлана Абросимова - девушка с характером!

НБА. Светлана Абросимова – девушка с характером Я встретился с форвардом "Миннесота линкс" Светланой Абросимовой перед встречей ее команды с "Нью-Йорк либерти". Двумя днями ранее она сыграла лучший матч в нынешнем чемпdtионате Женской НБА – набрала 22 очка в игре против "Детройт шок".

НБА. Светлана Абросимова – девушка с характером Я встретился с форвардом "Миннесота линкс" Светланой Абросимовой перед встречей ее команды с "Нью-Йорк либерти". Двумя днями ранее она сыграла лучший матч в нынешнем чемпdtионате Женской НБА – набрала 22 очка в игре против "Детройт шок", не смазав ни одного броска.

"Что будет сегодня?" – спросил я о предстоящей игре.

"Мы давно не побеждали в гостях, а в "Мэдисон-Сквер-Гарден" всегда болеют за своих, как сумасшедшие", – отказалась она делать прогноз. Забегая вперед, скажу, что после пяти поражений в чужих стенах баскетболистки из Миннеаполиса сумели победить в Нью-Йорке, и Абросимова была на площадке одной из лучших.

Сегодняшнюю Абросимову, баскетболистку сильнейшей в мире лиги, трудно – наверное, невозможно – сравнить с Абросимовой, поступившей летом 1997 года в Университет Коннектикута. И я имею в виду не возраст и, конечно, не уровень мастерства. От робости 17-летней девушки, приехавшей из далекой России в университетский кампус в городе Сторс, давно не осталось и следа. Сегодня перед нами профессиональная спортсменка, уверенно шагающая по жизни. Восемь лет назад она чувствовала себя в Америке чужой. Нынче она здесь своя.

"Ностальгия случается?"

"В Америке?" – удивилась Светлана моему вопросу. – "Ностальгия была, когда я играла в Италии. В Америке я дома".

Она изъездила Штаты вдоль и поперек – четыре года в составе университетской команды, последние годы – в составе "Линкс". Едва ли не в каждом городе у нее есть поклонники. Во многих командах Женской НБА играют баскетболистки, с которыми Абросимова училась в Коннектикуте. Сегодня они – соперницы на площадке, а до игры и после они вместе идут в ресторан – вспомнить студенческие годы.

Светлана родилась, росла и училась баскетболу в Ленинграде, которому вернули название Санкт-Петербург, когда ей было 11 лет. Примерно в это же время она увлеклась баскетболом и теперь пополнила плеяду отличных мастеров питерской школы.

Питер дал России первого по-настоящему выдающегося мастера – Александра Белова. Уроженец Питера и воспитанник тамошней школы баскетбола Андрей Кириленко – первый россиянин, ставший звездой НБА. Да и лучшие в истории российские тренеры – Владимир Кондрашин и Александр Гомельский – питерцы. И юная Света попала к отличным тренерам – супругам Кире и Владимиру Тржескалам. Они мечтали создать в городе команду, которая блистала бы в стране и в Европе, как 20-ю годами ранее ленинградский "Спартак" Станислава Гельчинского. Абросимовой предназначалась в этой команде роль лидера. Как удар в сердце восприняли супруги решение их лучшей ученицы поступить в американский университет. Впрочем, они сами навлекли на себя эту "беду".

Дочь Тржескалов училась в американском университете, и однажды они отправились за океан вместе со своей командой. Америка потрясла Абросимову. Она увидела, в каких условиях живут и тренируются молодые баскетболистки, получая при этом высшее образование. Она всегда любила и хотела учиться и, вернувшись домой, засела за учебники английского языка.

В 1997 году Светлана играла в сборной России на чемпионате мира для юниоров. Турнир проходил в Бразилии. Среди зрителей была Крис Дейн, помощник главного тренера команды Университета Коннетикут. Она предложила ей спортивную стипендию – при условии, конечно, что Абросимова сдаст обязательный для всех иностранцев экзамен по английскому языку.

"Другие университеты звали?"

"Нет, только Коннектикут!" – ответила она.

Как бы сложилась дальнейшая судьба Абросимовой, если бы Коннекутикут не послал в Бразилию своего разведчика? И другой вопрос: а что, если бы ее пригласили в другой университет и она приняла бы приглашение?

В очередной раз подтвердилась справедливость американской мудрости: важно оказаться в нужное время в нужном месте. В данном случае это относится и к тренеру Дейн, и к 17-летней питерской баскетболистке. Их встреча в Бразилии позволила Абросимовой поступить в университет, с командой которого – одной из сильнейших в стране – работал Джино Ауриемма. В выигрыше оказались обе стороны: Абросимова получила возможность учиться и совершенствовать свое мастерство у одного из лучших в стране тренеров, Ауриемма получил баскетболистку, которую затем трижды выбирали по итогам чемпионата в символическую сборную Национальной студенческой ассоциации.

"Суровый тренер", – сказал я, наслышанный (как и все, разумеется, интересующиеся баскетболом люди) об Ауриемме.

"У меня тоже есть характер", – улыбнулась Светлана.

Ее характер проявился не только в умении противостоять, когда это было совершенно необходимо, тренеру-диктатору.

Когда Абросимова сказала супругам Тржескалам, что поедет учиться в Америку, они отчаянно запротестовали. Они хотели, чтобы Светлана осталась в команде – хотя бы еще на один сезон. Ее отъезд они восприняли как предательство. Мне понятна позиция тренеров: растили, учили, воспитывали, а она уезжает. Но понятна мне, разумеется, и позиция ученицы. Легко судить со стороны, и как посторонний, я считаю, что Светлана поступила правильно. И будь я ее отцом, то сказал бы ей: "Поезжай!" Кстати, родители восприняли решение дочери неоднозначно, хотя знали, конечно, что она бредит Америкой. Мать и отец радовались, что сбывается мечта дочери, – это с одной стороны. С другой, – она ехала в далекую страну, где у нее не было ни родных, ни друзей, ни просто знакомых.

Поставьте себя, читатель, на место 17-летней девушки, оказавшейся в незнакомой стране без единой родной души. Нужно тренироваться ежедневно по три-четыре часа, а то и больше, а тренировки – это изнурительный труд. И следует посещать лекции, и сдавать контрольные работы – то и другое на чужом языке. О, да, конечно, она сдала экзамен для поступления в университет. Но реальная жизнь отличается от экзаменов как небо от земли. Профессора стрекотали по-английски со скоростью пулемета. Светлана с трудом поспевала записывать за ними – по-русски. А затем надо было все выучить, чтобы воспринимать следующую лекцию.

"Время было тяжелое. Я даже не понимала, о чем говорят между собой игроки в команде..."

Для тех, кто не знаком с системой учебы спортсменов, сообщаю: Национальная студенческая ассоциация установила уровень академической успеваемости для получающих спортивную стипендию; не дотягиваешь до минимума – тебе запрещают тренироваться и, разумеется, выступать в соревнованиях. Тренера же не очень интересовали заботы первокурсницы, которая поступила в университет в 17 лет, окончив школу в России, в Америке школу заканчивают в 18.
Пройдет три года, и перед последним – четвертым – студенческим годом Абросимовой Ауриемма скажет о ней журналистам: "Она – удивительный игрок. Она умеет делать то, чего никто другой не умеет. И она не хочет отдыхать даже когда имеет на это право".

Так тренер говорил в 2000 году, после возвращения Светланы из Сиднея, где она играла в сборной России в олимпийском турнире. Годом ранее она завоевала в составе российской сборной бронзовую медаль чемпиона Европы, а еще годом раньше стала серебряным призером чемпионата мира. Но вот в 2004 году Абросимову не включили в олимпийскую команду – тренер Вадим Капранов обвинил ее в "нарушении спортивного режима", совершенно дикое обвинение, принимая во внимание ее высокий профессионализм. Теперь же российская федерация грозит Абросимовой и другим играющим в Женской НБА россиянкам запретом играть зимой в чемпионате страны, в которой они родились и гражданами которой являются. Тамошние спортивные чиновники считают, что Абросимовой не следовало ехать в США, а надо было готовиться в составе сборной России к чемпионату Европы. То есть от нее требовали нарушить условия контракта с командой "Миннесота линкс".

Матч в Афинах между США и Россией Светлана смотрела по телевизору. Можно только гадать, как завершилась бы встреча, если бы она была на площадке. Она уверена, что Россия может побеждать Америку, хотя индивидуальное мастерство американок в целом выше.

"Но у них никогда нет времени на подготовку к турнирам. Две-три недели и – все. Российская же сборная готовится всегда не менее нескольких месяцев и имеет возможность выиграть за счет командных действий", – считает Светлана.

Впрочем, в эти дни у нее другая цель – помочь "Линкс" пробиться в плей-офф Женской НБА. Она играет в этой команде пятый сезон. Говорит, что впервые в команде появились "большие", то есть центровые и форварды, с которыми можно побеждать. Ее контракт с "Линкс" завершится после окончания чемпионата в 2006 году. А что потом?

"В Нью-Йорке вы бы чувствовали себя совсем как дома", – предполагаю я.

Светлана не отвечает. Контракт с "Миннесотой" не позволяет ей обсуждать игру в другой команде.