Чемпионат олимпийских надежд

Чемпионат олимпийских надежд

Три недели горизонт Финского залива в районе Константиновского дворца в Стрельне украшали белоснежные треугольники парусов.

Три недели горизонт Финского залива в районе Константиновского дворца в Стрельне украшали белоснежные треугольники парусов. На следующий день после завершения Международной Балтийской регаты стартовал чемпионат мира по парусному спорту в классе яхт «470» среди юниоров, который проходил в течение девяти дней.
Это был первый чемпионат мира по парусному спорту, проводившийся когда-либо в России, и от того, как прошел этот чемпионат, во многом зависел авторитет России в международном парусном спорте. Впечатлениями о соревнованиях мы попросили поделиться Ялчина Гюркана – официального представителя на чемпионате Международной федерации парусного спорта (ISAF), члена исполкома ISAF и исполнительного секретарь Ассоциации класса яхт «470». После церемонии награждения победителей он дал эксклюзивное интервью.
Господин Гюркан, расскажите немного про класс яхт «470», в котором проходили соревнования.
«470» – один из самых молодых гоночных классов – он был разработан французским конструктором Андре Корню в 1963 году. Название он получил согласно своей длине 470 см. Это швертбот, то есть яхта с выдвижным килем, способный глиссировать. Яхта несет 13 м2 основных парусов – грот и стакселя, а также оснащена дополнительным парусом-спинакером. Управление такой яхтой требует от экипажа из двух человек слаженного труда.
Благодаря красивому дизайну и сравнительно невысокой стоимости «470» быстро завоевал популярность во всем мире. За 42 года построено свыше 38000 яхт этого класса. Уже в 1969 году класс получил международный статус, а в 1976-м дебютировал на Олимпийских играх в Монреале. С 1988 года «470» – олимпийский класс и для женщин.
Освоить «470» не сложно, хождение на этой яхте – прекрасная школа, однако для достижения высоких результатов требуется высокое мастерство. Вот почему этот класс один из самых популярных как в юношеском парусном спорте, так и среди опытных спортсменов.
Хочу сказать, что наша ассоциация всячески поощряет развитие юниорского парусного спорта. В частности, в этом году мы запустили программу поддержки юниорского женского парусного спорта и выделяем гранты в 900 евро двум самым молодым женским экипажам, участвующим в чемпионате мира. Это Ханна Сари и Микаэла Вулфф из Финляндии, а также Ади Гильбоа и Равида Канонич из Израиля. Микаэле и Равиде всего по 15 лет. Кстати, израильтянки стали бронзовыми призерами нынешнего чемпионата среди девушек.
Мы плавно перешли к спортивной части чемпионата. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от самих соревнований.
Могу сказать – уровень мастерства участников чемпионата исключительно высок. В Петербург прибыли 67 экипажей из 19 стран, в том числе практически все участники прошедшего недавно в Таллине чемпионата Европы, за исключением немцев, у которых в эти же сроки проходил национальный чемпионат. Соревнования были просто захватывающими, свою лепту внесла и погода, испытывавшая экипажи то солнцем и штилем, то шквалистым ветром и ливнем.
Безусловно, фаворитами являлся экипаж из Хорватии Шиме Фантела и Игор Маренич, приехавшие в Петербург в ранге действующих чемпионов мира и Европы.. Несмотря на свой 19-летний возраст, это истинные профессионалы, входящие в первую двадцатку мирового рейтинга. Я считаю, что в Пекине мы непременно увидим их на олимпийском пьедестале. Уже самая первая гонка, которую они выиграли, стала недвусмысленной заявкой хорватов на повторный чемпионский титул, а семь выигранных гонок из тринадцати не оставили соперникам ни единого шанса.
Однако это не делало борьбу менее напряженной. Вплоть до финиша завершающей, 13-й гонки, нельзя было назвать призеров чемпионата. Со сложными погодными условиями в двух гонках последнего дня успешно удалось справиться греческому экипажу в составе Георгиос Василос – Евангелос Миттакис, которые поднялись с 4-го места на 2-е и оттеснили на строчку ниже поляков Патрыка Пясецкого и Яцека Пшибыляка.
Отметим, что в этих двух гонках первенствовал женский экипаж из Эстонии Меричи Рандмаа - Агнес Лилль. Благодаря своим двум победам юные эстонки, которые в предыдущих гонках не поднимались выше 7-го места, стали чемпионками мира в зачете среди девушек, всего на одно(!) очко обойдя француженок Камиллу Лекуантр и Гвендолин Лемэтр, от которых перед последним днем отставали на 41 очко. Отмечу, что пока чемпионский титул среди женщин в классе «470», является неофициальным, но я уверен, что осенью этого года ISAF исправит это упущение.
Лучшими из россиян стали юные петербуржцы Артем Басалкин и Максим Шереметьев, занявшие 6-е место. Что вы можете сказать о них?
Как исполнительный секретарь Ассоциации класса «470» я знаю практически всех яхтсменов по всему миру. А Артема я помню еще с шестилетнего возраста, когда он гонялся на «Оптимисте». Он и его товарищ по команде Максим Шереметьев, который стал 9-м с Егором Игнатенко – весьма талантливые и прогрессирующие спортсмены. Экипаж Артема в двух гонках был третьим, а в одной даже вторым, как и экипаж Максима. Правда, ребятам пока не хватает опыта международных соревнований. Причем не только чемпионатов мира и Европы, но и регат более локального уровня. Им надо в таких регатах испытать вкус победы, а тогда, с возрастом и опытом, придут и более существенные успехи. В этих ребятах – будущее вашего парусного спорта.
В пресс-релизе, распространенном российскими организаторами чемпионата – Санкт-Петербургским парусным союзом, утверждалось, что прошедший чемпионат является первым этапом отбора яхтсменов для участия в Олимпийских играх в Пекине 2008 года…
Конечно, большинство участников нашего чемпионата для спортсменов не старше 21 года к началу Игр будут в расцвете своей спортивной карьеры, и мы многих из них увидим на Олимпийской регате в Пекине. Что же касается формальной стороны дела – официальный отбор на Олимпиаду начнется со следующего года, причем страны будут бороться за лицензии на право выставить команду, кто же конкретно поедет на Олимпиаду, будут решать непосредственно национальные федерации. И в этом смысле прошедший чемпионат – первый смотр сил потенциальных кандидатов в олимпийцы, по итогам которого специалисты и тренеры могут сделать первые выводы о готовности своих спортсменов к соревнованиям высшего уровня.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об организации чемпионата в Санкт-Петербурге. Кстати, на церемонии закрытия вы упомянули, что первоначально он должен был проходить в Москве.
Два года назад, когда ISAF планировала соревнования 2005 года, действительно, было решено проводить этот чемпионат на одном из подмосковных озер. Однако весной этого года мы получили сообщение о переносе чемпионата в Санкт-Петербург. Возможно, потому, что в Москве этим летом пройдут чемпионаты мира в классах «Финн» и «49-er». Конечно, чемпионат в Санкт-Петербурге – первый чемпионат мира по парусному спорту, проводившийся когда-либо в России, и некоторые шероховатости были неизбежны. Однако Санкт-Петербургскому парусному союзу во главе с его президентом Владимиром Логиновым в целом прекрасно удалось со всем справиться, и я считаю, что чемпионат прошел прекрасно. Тем более что этот уголок Балтики идеально подходит для парусных соревнований, а гонки проходили в таком красивом месте, рядом с резиденцией президента России. Уверен, что через несколько лет Санкт-Петербург примет и «взрослый» парусный чемпионат мира.
Спасибо, г-н Гюркан, за интервью.

Борис ОСЬКИН