В присутствии женщин сидят...

В присутствии женщин сидят...

Честь офицера в русской армии - нравственная категория, которая формировалась веками лучшими представителями дворянского сословия, составлявшими в своем большинстве офицерский корпус.

Честь офицера в русской армии - нравственная категория, которая формировалась веками лучшими представителями дворянского сословия, составлявшими в своем большинстве офицерский корпус. Категория, объединяющая неписаные правила поведения и законы службы, главной целью которых было служение Отечеству. Девиз русских офицеров: "Душу - Богу, жизнь - Отчизне, честь - никому!" - был не пустыми словами для людей, облаченных в офицерские мундиры.

Лучше смерть...

"Честь имею?... - вопрошал писатель-фронтовик Борис Васильев, потомственный офицер. - Она с мундиром не выдается. Честь надо заслужить, иного просто не дано...".

Борис Васильев, сравнивая культуру поведения офицеров царской армии с нынешними, писал: "...Офицерам запрещалось курить на улицах. Курить можно было, либо взяв извозчика, либо в ресторане или кафе, входивших в число тех, которые офицерам разрешено было посещать в данном городе. Офицер никогда не садился в общественном транспорте, каким бы усталым он себя ни чувствовал. Для офицера это было так же недопустимо, как спать или зевать в людном месте. Офицер не имел права напиваться в общественных местах, завязывать случайные знакомства. О матерщине и речи не могло быть. Он был обязан представить Офицерскому собранию даму, на которой намеревался жениться, свадьба могла состояться только в том случае, если командир полка давал свое согласие...".

В общем, если офицер нарушал эти и другие - подчеркнем! - неписаные правила поведения, его ожидали бойкот сослуживцев, неприятный разговор с командиром и даже суд офицерской чести с последующим, как правило, позорным увольнением из армии. Офицер мог предстать перед судом чести, если он неэтично вел себя по отношению к женщине или товарищам. При этом решение суда чести являлось окончательным и не подлежало обжалованию.

В 1894 году император Александр III узаконил дуэли как единственный способ разрешения конфликта между офицерами, если все возможности для примирения сторон исчерпаны. Решение о поединке принималось судом офицерской чести. При этом офицер, отказавшийся участвовать в дуэли, должен был выйти в отставку. (Кстати, с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли, из них 256 - по постановлению судов чести.)

В боевой обстановке (кстати, во время войны дуэли запрещались) за предательство офицера, дабы пятно позора не легло на полк или корабль, суд чести мог приговорить предателя к... самоубийству. Именно так поступили офицеры эсминца "Новик" с командиром-предателем каперангом фон Деном в романе Валентина Пикуля "Моонзунд".
Нередко офицер, чтобы не быть опозоренным на суде чести, например, за проигрыш в карты казенных денег, предпочитал застрелиться.

Профанация с последствиями

В 1918 году суды офицерской чести, названные товарищескими, были созданы в Красной Армии. Но через год, после принятия первого дисциплинарного устава РККА, их упразднили. Лишь спустя два десятилетия, в 1939 году, институт товарищеских судов чести командного, политического и начальствующего состава РККА был восстановлен.

В годы Великой Отечественной войны было не до судов офицерской чести: действовали военные трибуналы. Зато сразу после окончания войны, когда в советских оккупационных войсках на территории Германии падала дисциплина и командиры с политработниками часто оказывались не в силах навести порядок, вспомнили о судах офицерской чести. (С рядовым и сержантским составом разбирались проще, безо всяких судов.)

В Советской Армии послевоенного периода и позже суды офицерской чести проводились достаточно редко. Командование и политические отделы старались, по мере возможности, не доводить провинившихся офицеров до судов чести и ограничивались дисциплинарными мерами. Тем более что нередко такой офицерский суд оборачивался полной профанацией. Политотдел полностью контролировал суд чести: назначались выступающие, заранее принималось решение - все было так, как на партийных и комсомольских собраниях. Все это, по словам очевидцев, оставляло тягостное впечатление изнасилованного общественного правосудия, которое, однако, вполне могло искалечить офицеру карьеру и даже жизнь.

Дела давно минувших дней

Несмотря на то, что современный офицерский корпус Российской армии старается сохранять традиции, включая понятие чести офицера, получается это слабо.

В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ (в редакции 1993 года) в разделе дисциплинарные наказания, в частности, говорится: "...Проступки офицеров, прапорщиков и мичманов могут рассматриваться товарищескими судами чести офицеров, прапорщиков и мичманов. Решение о рассмотрении товарищескими судами чести проступков офицеров... принимается командирами воинских частей, в которых создан суд, а также их старшими начальниками".

Товарищеский суд чести офицеров избирается в составе 7-9 человек на общем собрании младших или старших офицеров части. Решение об этом, равно как и постановление суда чести, оформляются протоколами. Суды офицерской чести рассматривают дела о поступках, недостойных звания офицера, роняющих воинскую честь. В отношении виновных суд может объявить товарищеское предупреждение, порицание, общественный выговор, возбудить ходатайство о снижении в должности или в воинском звании на одну ступень или увольнении офицера из Вооруженных Сил. Впрочем, все это только в теории, особенно в постсоветской армии.

Еще в 1992 году на волне демократизации общества и армии была предпринята попытка возрождения офицерских собраний, на которых должны были обсуждаться вопросы чести и достоинства офицеров, конфликтные ситуации, случаи недостойного поведения и т.д. Но эта затея провалилась. Какой командир-начальник допустит, чтобы его действия и приказы подвергались критике на офицерском собрании? А ведь такое было. Как и попытки, например, избирать на собрании командира полка...

Что касается судов офицерской чести, то нам так и не довелось услышать, чтобы за последний десяток лет суд чести рассматривал поведение офицера в быту, вопросы чести, нравственности и морали. Если где-то и проводились такие суды, то повесткой дня у них было, например, употребление спиртных напитков в служебное время или разбор офицеров, не соблюдающих условия контракта и поэтому подлежащих досрочному увольнению. Кстати, некоторые офицеры, не видя другой возможности уйти "на гражданку, сознательно нарушали дисциплину, чтобы быть уволенными по суду чести.

В настоящее время суды офицерской чести, судя по крайне редким сообщениям в прессе, сохранились кое-где в органах внутренних дел.

Что касается армии, то таких судов уже давно нет. "Может, суды офицерской чести по старинке и существуют в войсках, - прокомментировал председатель военного суда Ленинградского военного округа генерал-майор Виктор Савин, - но все законодательные акты, касающиеся этого вопроса, сегодня не действуют.

Текст Владимира Дудченко в полном объеме вы можете прочитать в газете «Ваш Тайный советник» N 32 (161) от 22 августа 2005 года.