Цена чемпиона

Цена чемпиона

Как вырастить из ребенка профессионального спортсменаБольшой спорт — большие деньги. Это прекрасно понимают как юные спортсмены, так и их родители, мечтающие о том, чтобы дочка выросла новой Марией Шараповой, а сын — Александром Кержаковым.

Как вырастить из ребенка профессионального спортсмена

Большой спорт — большие деньги. Это прекрасно понимают как юные спортсмены, так и их родители, мечтающие о том, чтобы дочка выросла новой Марией Шараповой, а сын — Александром Кержаковым. Поэтому родители буквально штурмом берут секции по различным видам спорта. Редакция «МК» в Питере» подсчитала, во сколько сегодня обойдется вырастить чемпиона и на какую финансовую отдачу родители могут надеяться в будущем, когда их чадо станет высокооплачиваемым профессионалом.Большой спорт — большие деньги. Это прекрасно понимают как юные спортсмены, так и их родители, мечтающие о том, чтобы дочка выросла новой Марией Шараповой, а сын — Александром Кержаковым. Поэтому родители буквально штурмом берут секции по различным видам спорта. Редакция «МК» в Питере» подсчитала, во сколько сегодня обойдется вырастить чемпиона и на какую финансовую отдачу родители могут надеяться в будущем, когда их чадо станет высокооплачиваемым профессионалом.

Футбол

Если в начале и середине 90-х годов родители отдавали своих детей в футбольные и хоккейные школы не слишком охотно, то сегодня в них такой конкурс, которому могут позавидовать престижные вузы. Скажем, в петербургской футбольной школе «Смена» конкурс составляет 5 — 6 человек на место (для того чтобы быть зачисленным в нее, необходимо прыгнуть с места на полтора метра и пробежать 15 метров с ходу за 2,75 секунды). По словам завуча «Смены» Владимира Варламова, последние годы в среднем каждый год школа набирает порядка 200 ребят. Впрочем, далеко не всем из них суждено стать футболистами. Как показывает практика, ежегодно группы редеют примерно в 2 раза, и к моменту выпуска — то есть к 16 годам — в «обойме» остается не более 15 — 16 человек. Их-то «Смена» и рекомендует к зачислению в зенитовский дубль. Те, кто туда попадают, получают среднюю зарплату в 3000 долларов в месяц. А оттуда уже можно попытаться пробиться в главную команду или, показав хороший футбол, отправиться в другие российские клубы.

Впрочем, родители тех ребят, которых «сократили» в «Смене», не очень-то и расстраиваются. Ведь существует альтернативный способ стать известным футболистом. Скажем, играя за любительские питерские команды, талантливый мальчишка зарабатывает в среднем 15 000 рублей в месяц. Дальше — больше. Если паренька заметят, то его возьмут в одну из команд российской Третьей лиги. Там заработки примерно в два раза больше. Еще год-другой удачной игры — и ты уже во Второй лиге, получаешь не менее 2 — 3 тысяч долларов в месяц без учета премиальных. Не стушуешься на этом уровне — тебе прямая дорога в Первую лигу с ее заработками в 4 — 5 тысяч «зеленых». А оттуда уже и до Премьер-лиги недалеко с ее фантастическими 20 — 30 тысячами долларов в месяц. Но это для средненьких игроков. Звезды получают много больше. Скажем, по неофициальной информации, зарплаты звезд «Зенита» Андрея Аршавина и Александра Кержакова составляют 700 тысяч и миллион долларов в год соответственно...

Родители активно поощряют желание отпрысков стать футболистами: комплект формы стоит копейки, а юный футболист сможет зарабатывать деньги, как уже говорилось выше, с самого начала своей карьеры. Впрочем, есть в футболе и такой малоприятный для родителей элемент, как «теневые» расходы. Связаны они со спецификой футбола как командного вида спорта. В той же «Смене», по слухам, обеспеченные родители платят тренерам 10 — 20 долларов в час за индивидуальные занятия с ребенком — это залог более внимательного отношения к нему во время коллективных тренировок. Более того — в большинстве российских футбольных школ распространена практика, когда родители «спонсируют» тренера за то, чтобы тот поставил их чадо в стартовый состав на игру. Учитывая, что в детских командах на каждую позицию есть по 3 — 4 игрока, расходы в 50 — 500 долларов многие считают оправданными. «Пара-тройка серьезных игр, проведенных в стартовом составе, — и ребенок попадет “на карандаш” к селекционерам», — говорит известный футбольный агент Константин Сарсания. А это, в свою очередь, означает, что юный футболист вскоре окажется в серьезной команде и заключит с ней профессиональный контракт на хорошую сумму.

Теннис

Если мальчиков родители, как правило, отдают в секции футбола или хоккея, то звание женского спорта номер один в России давно завоевал теннис. Последние успехи наших теннисисток на крупнейших международных турнирах заставили многих родителей задуматься — а чем наша дочка в перспективе хуже Мыскиной и Дементьевой, Шараповой и Кузнецовой? А следовательно, и она сможет зарабатывать столько же, сколько они.

Призовые в большом теннисе действительно будоражат воображение. Только за победу на Открытом чемпионате США в прошлом году россиянка Светлана Кузнецова получила миллион долларов. В мужском теннисе заработки еще больше — первый номер мирового рейтинга швейцарец Роджер Федерер заработал за прошлый год более 6 миллионов «зеленых».

«Если вы хотите отдать своего ребенка в теннисную секцию, то это лучше сделать, когда ему 5 — 6 лет», — говорит вице-президент Федерации тенниса России Владимир Лазарев. И все бы хорошо, вот только уже на этом этапе расходы для многих родителей оказываются непосильными. Приличная ракетка обойдется в сумму от 100 долларов (ребенку будет необходимо 2 — 3 для тренировок и участия в детских турнирах), форма для тренировок — от 30 долларов, а для соревнований — и вовсе от 80 (рекомендуется иметь сразу несколько комплектов), кроссовки — от 50 до 200 «зеленых» (как правило, при интенсивных занятиях одной пары хватает на два месяца), занятия в спортивной школе — от 200 до 1500 долларов в месяц. Стоимость услуг тренеров также «кусается»: занятия в небольших группах обойдутся от 25 долларов в час, а личный наставник, который будет курировать вашего ребенка в начале карьеры, стоит уже от 1000 долларов в месяц. Кроме того, на аренду корта потребуется от 15 долларов в час.

И это только начало. Практика показывает, что в российских условиях вырастить звезду мирового тенниса практически невозможно — для этого в 12 — 13 лет ребенка нужно отдать в известные теннисные академии, находящиеся за рубежом. За обучение в них придется платить намного больше. Но оно того стоит — скажем, лучший российский теннисист Марат Сафин начал свою головокружительную карьеру после окончания теннисной академии Панчо Альварина (Валенсия), а номер один в сегодняшнем женском теннисе Мария Шарапова училась у известнейшего американского теннисного «гуру» Ника Боллетьери.

Начиная с 14 — 15 лет юные теннисисты начинают пробовать силы на международных турнирах, а разъезды чада обходятся в среднем в 3000 — 4000 долларов в месяц. В целом же, по мнению Владимира Лазарева, на обучение спортсмена, который впоследствии будет удачно выступать хотя бы в средних турнирах, необходимо затратить примерно 300 — 400 тысяч долларов.

Нет таких денег? Есть и другой путь. «Вы можете отдать вашего сына или дочку в одну из школ Федерации тенниса России, — говорит Владимир Лазарев. — Правда, условия здесь жесточайшие, и «выживают» только действительно талантливые ребята, ведь с ними никто не будет цацкаться и по сто раз отрабатывать один элемент». Сначала таланту придется доказывать свое право обучаться за счет государства на внутригородских соревнованиях, затем — на внутрироссийских. И только когда он наберет достаточное количество зачетных очков, сможет «вырваться» на международный уровень.

Впрочем, при всей популярности тенниса и огромных заработках в этом виде спорта специалисты советуют родителям объективно оценивать шансы своих детей и не отдавать их в теннис просто потому, что это «залог успешного будущего». Сегодня в России теннису учится больше 10 тысяч девочек. А миллионы зарабатывают только первые 60 — 80 ракеток мирового тенниса. Средний же заработок тех, кто занимает места с 100 по 500, составляет всего 20 — 30 тысяч долларов в год, чего едва хватает на перелеты и отели.

Фигурное катание

На третьем месте по популярности после тенниса и футбола в Петербурге идут секции фигурного катания. Заниматься им, конечно, дешевле, чем теннисом, но намного дороже футбола. Экипировка ребенка обходится в 1000 — 1800 долларов (ботинки для соревнований и тренировок — 300 — 500 долларов, костюм для выступлений — 300 — 700, тренировочный костюм — 150 — 300 «зеленых»). Опустошат кошелек родителей и расходы на постановку программы: запись музыки для каждой обойдется в сумму от 30 долларов, а постановка хореографии — от 100 долларов. Отдельной строчкой идут расходы на занятия. Месяц обучения в спортшколе, в зависимости от ее престижа, выйдет вам в сумму от 1000 рублей до 400 — 500 долларов. Часовая консультация известного специалиста стоит от 30 до 200 долларов.

Деньги в фигурном катании крутятся значительно меньшие, чем в футболе или в теннисе. Участвуя в турнирах серии Гран-при, можно заработать от 2 до 30 тысяч долларов. Конечно, есть еще рекламные контракты плюс переход в профессионалы, где платят намного больше, но для этого нужно достичь очень высокого уровня.

Таким образом, реалии большого спорта сегодня таковы, что на подготовку высококлассного профессионала требуются весьма солидные суммы. И это без всяких гарантий того, что вложения принесут успех. Может быть, стоит сначала отдать ребенка в шахматную секцию. Если у него обнаружится талант, то с ним будут работать бесплатно, а между тем ведущие гроссмейстеры, участвующие в крупных международных турнирах, зарабатывают до 30 — 50 тысяч долларов в месяц...

Фото Валерия Мишакова

Дмитрий Киров

Газета Московский Комсомолец в Питере №34/65 за 24-08-2005