Властимил Петржела: "Этот чемпионат ничем не хуже немецкого и французского"

Властимил Петржела: "Этот чемпионат ничем не хуже немецкого и французского"

Главный тренер «Зенита» не любит, когда пресса незаслуженно упрекает его в схематизме; полагает, что команды уровня «Шинника» питерцы должны обыгрывать; что абсолютно честным российский чемпионат может стать лишь в отдаленном будущем.

Главный тренер «Зенита» не любит, когда пресса незаслуженно упрекает его в схематизме; полагает, что команды уровня «Шинника» питерцы должны обыгрывать; что абсолютно честным российский чемпионат может стать лишь в отдаленном будущем. А еще он решает вопрос, с чьей помощью заштопать дыру в центре обороны, возникшую изза дисквалификации Хагена и Вьештицы.

- Среди соперников «Зенита» на финише чемпионата будут и прямые конкуренты, и борющийся за выживание «Ростов», и откровенный середняк - «Сатурн». В каком из случаев вам придется наиболее тяжело?

- Трудно будет со всеми. А с «Сатурном» особенно, потому что мы лишились из-за карточек двух центральных защитников. Не факт, что сможет играть Ивица Крижанец, поскольку у него давно не было практики. Так что мне есть над чем подумать накануне этой игры.

Но мне нравится, как мы играем в Москве, нравится, что мы можем показать там красивый футбол и доказать, что мы в Питере не такие дураки, как они о нас пишут. Все в наших руках, и команда у нас хорошая, и бояться нам не надо - никого и ничего.

- Вы сказали после матча с «Шинником», что даже без Хагена и Вьештицы «Сатурн» обыграете…

- Но все знают, что нам нужна только победа. Играть на ничью очень опасно. Но нам, на самом деле, будет очень сложно из-за их отсутствия. Шкртел - молодой и недостаточно опытный, но другого центрального защитника у нас не осталось. Надеюсь, что успеем закрыть эту позицию, а Шумуликоски или Флахбартом - еще предстоит решить. Значит, больше молодых ребят смогут выйти на поле, да в Раменском у нас всегда играет много молодежи.

- Да и всегда это давало команде толчок. Значит, вы не считаете, что потеря очков в матче с «Шинником» исключила «Зенит» из числа претендентов на золото?

- Борьба будет продолжаться до самого конца. Вот «Спартак», например, проиграл ЦСКА, но там это рассматривают просто как потерю трех очков. Мы не так сильно отстали от лидеров, а ничья в матче с «Шинником» показала лишь то, что у нас еще недостаточно опыта таких встреч. Вот с АЕКом, например, у нас было два шанса - и один мы использовали. Так и надо играть, а с «Шинником» у нас было три стопроцентных момента, в которых ребята были просто обязаны забивать. Но никого из них я не могу обвинить в том, чтобы они не старались, не играли на максимуме, вышли на игру, плохо настроенными. Я бы сказал, что в этом плане наши ребята еще только начинающие профессионалы.

- АЕК в ответной встрече сыграл именно так, как вы ожидали?

- Думаю, что мы на все сто процентов угадали, как именно будет действовать соперник, и это должно было быть видно на поле: мы перекрыли им все возможные зоны, откуда могла исходить опасность. Фактически единственым шансом для греков было попытаться переиграть наших ребят один в один, индивидуально, но с этой зада чей они тоже не справились. Когда я готовился к этому матчу, то исходил не из той встречи, которую мы провели с ними две недели назад в Петербурге, а из их домашнего матча с «Ираклисом», пускай он и проходил без зрителей. Кроме того, я воспользовался улугами и советами некоторых знакомых людей, игравших, живущих в Греции или просто хорошо знающих греческий футбол - например, Драгана Станковича. Кое-кто из них играл еще у меня в пражской «Славии». И потом, в чемпионате этой страны уже поработали пять или шесть чешских тренеров, так что информации у меня было достаточно.

- Вы хотя бы чисто теоретически рассматривали вероятность того, что «Зенит» не попадет в групповой турнир?

- Нет. Потому что если тренер не будет уверен в успехе, команда точно никуда не выйдет. А я был уверен, и мне удалось передать это чувство команде. Над игрой я размышлял в течение двух прошедших недель, ведь все знают, что еврокубковые матчи для меня особенно важны. Должен сказать, нам во многом помогло то, что эта команда создается уже более двух с половиной лет, и хотя подобные матчи - на выезде и с таким серьезным соперником, как обновленный АЕК - по-прежнему очень сложны, нам все-таки удалось справиться. Мне рассказывали, что перед афинским клубом в начале сезона были поставлены серьезные задачи, в особенности в Кубке УЕФА - не просто пройти в групповой турнир, но выиграть его. Под эти задачи был приобретен ряд игроков. Мне же, чтобы справиться с этой командой, пришлось разработать соответствующую тактическую систему и оставить в запасе одного из основных футболистов - я имею в виду Спивака

- Значит, дело не только в том, что накануне он был сильно простужен? И если бы была необходимость, он мог выйти?

- Простужен был не только он, мы ведь все одна семья. Простуда была и у меня, и у Владимира Боровички, и у Денисова, и у Власова, и у Спивака. Я вспомнил наши игры с «Пашингом» как в прошлом году, так и в этом, и мне ведь пришлось его в последний раз заменить, потому что ему не удавалось вовремя отходить в оборону со своей позиции. Поэтому я и решил выпустить на правый фланг полузащиты Анюкова, а левый край предоставил Марешу и Ширлу.

- Радек Ширл в позапрошлом матче выглядел не очень здорово, а затем стал лучшим игроком матча с «Шинником» и хорошо выглядел в Афинах. Чем вы объясните такие перемены?

- Он очень талантливый парень, но ему, к сожалению, часто мешают друзья и семья.

- Он сам так говорит?

- Нет, это видно. Когда ему удается избавиться от посторонних влияний, он начинает очень быстро прогрессировать. Он и на тренировках теперь один из лучших. Но когда у нас еще был в команде Лукаш Гартиг, Ширл был «никакой». Они вместе ходили по вечеринкам - Гартиг и сам не играл, и все делал для того, чтобы Ширл не мог играть тоже. А после ухода Гартига он стал работать совсем по-другому, так что я смело вернул его в состав. Но хочу подчеркнуть, что он всего добивается сам, ему никто не составляет никакой протекции. И в команде его за это уважают. У него хорошая техника, он видит поле, и скорость у него приличная. Во многих компонентах он никому не уступает.

Так что я решил, что в Афинах он выйдет сразу, а Спивак, возможно, появится на замену. Так и произошло, когда уже все, казалось, шло к дополнительному времени. Следом я выпустил еще и Денисова, потому что у Радимова не оставалось сил. И только что вышедшие ребята успели за несколько минут, проведенных на поле, организовать победный гол. Сашка Спивак своей скоростью усилил атаку, Игорь Денисов быстро работал в середине поля, поэтому и возникло впереди такое свободное пространство, войдя в которое, Аршавин сумел нанести свой удар.

- Кстати, в этом году он уже несколько раз забивал с рикошетами. Как вы полагаете, ему удается делать это специально?

- Я так не думаю. Но уже первый его удар в матче был очень хорош, хотя он и попал в штангу. Андрей очень прибавил в качестве ударов, ведь это было, пожалуй, его слабое место. А раньше из-за штрафной вообще практически не бил.

- А почему реже стал бить Кержаков?

- В Афинах ему практически не удавалось занимать положение, удобное для удара. Ему пришлось очень сложно, хотя один шанс у него все-таки был, но он не сумел переиграть только последнего защитника - в ином случае перед ним оставался лишь вратарь. Вообще к такой игре в исполнении соперника мы не привыкли, особенно когда играем на своем поле. У АЕКа было три-четыре человека в атаке, но при этом они очень четко действовали в обороне. В защитной линии у них собраны очень квалифицированные футболисты.

- Сейчас пара форвардов Аршавин - Кержаков практически незаменима. Видите ли вы в этом проблему, и сможет ли кто-то в ближайшее время помочь им в атаке?

- Я бы все равно не сказал, что они незаменимые - таких игроков вообще не бывает. Их не было у нас и никогда не будет, и ни одна из наших «звезд» не станет возмущаться, если окажется на скамейке. Говорят, так было в 2001 году, но сейчас это невозможно - я очень рассчитываю на профессионализм наших игроков. И если у нас будет нападающий лучше, чем эти двое, кому-то из них придется остаться в запасе.

На самом деле, мне не понравилось, как играл Аршавин с АЕКом - нередко терял мяч, когда надо было его подержать. В этом плане Кержаков был лучше. С другой стороны, у Аршавина есть одно важное свойство: он может за весь матч ничего не сделать, а затем нанести один удар - и решить исход матча. Именно это и произошло в Афинах

- Говорят, что в четверг, когда вы узнали, что «Локомотив» проигрывает на своем поле «Бранну» 1:2, вы предсказали, что он выиграет 3:2. Это правда?

- Да, все было именно так.

- Вам интуиция это подсказала?

- Возможно. Но мне еще хотелось, чтобы выиграли «Крылья». Тогда положение России в Европе стало бы еще более прочным, это пошло бы на пользу всему нашему (Властимил употребил именно это слово - «нашему». - М. Б.) футболу.

- И все-таки три команды из четырех прошли в групповой турнир, чем почти никто больше не может похвастаться. Как в целом на фоне остальных результатов оценить российские?

- Все это показывает силу чемпионата России. Ведь в Европе до сих пор не поняли, насколько это серьезное соревнование! Когда я возвращаюсь в Чехию или бываю в Европе, то вижу, что российский чемпионат там до сих пор не нау чились уважать, хотя последний Кубок УЕФА выиграла именно команда из России. Наш чемпионат не хуже немецкого и не хуже французского, я в этом убежден. Возьмите хотя бы нашу игру в Лилле в прошлом году. Это была встреча равных соперников, причем у нас было больше моментов. Когда «Севилья» к нам приехала, она почти не выходила со своей половины поля, и лишь одна оплошность помешала нам выиграть тот матч. Нам, я считаю, не хватило только опыта, чтобы закончить выступление в группе с лучшим результатом, но опыта мы стремительно набираемся, и футболисты стали уже значительно более профессиональными.

- На днях пройдет жеребьевка. Вы не удивитесь, если после «Суперфунда» и АЕКа вам вновь попадется кто-то из знакомых - «Севилья» или «Црвена Звезда»?

- Я уже ничему не удивлюсь.

- С кем бы вам хотелось встретиться?

- Все знают, что я мечтаю сыграть против англичан на их поле. Это тяжело, но неповторимо, потому что такую атмосферу не умеют создавать болельщики больше нигде. А на «Петровском» я бы хотел сыграть с кем-то из известных европейских клубов, чтобы наши болельщики посмотрели футбол высокого качества. Хотя, в принципе, мне все равно, с кем встре- чаться: ведь если мы собираемся далеко проходить в Кубке УЕФА, то должны быть в состоянии справиться с любой командой.

- Вы готовы повторить слова, сказанные весной после игры с «Локомотивом», и за которые вас много критиковали - что «Зениту» не стать чемпионом?

- Когда я эмоционально возбужден, я могу сказать все, что угодно.

- Значит, теперь вы под этими словами не подпишетесь?

- Почему бы и нет? В последнем матче мне тоже не нравилось судейство.

- Неужели с АЕКом?!

- Нет, в последнем матче чемпионата, Если бы с «Шинником» нас судили так, как в Афинах, я думаю, два-три их игрока встречу бы не закончили, потому что были бы удалены с поля. Я уже двадцать три года смотрю футбол с тренерского места, от бровки, и всегда смогу сказать, кто и как играет. А когда вижу, что судья за грубые фолы не наказывает нарушителей карточками, это очень меня огорчает. С другой стороны, Вьештица получил предупреждение вообще непонятно за что. Вы знаете, как это опасно – играть, когда оба твоих центральных защитника уже имеют карточки. И после этого мне будут говорить, что судейство было нормальным!

- Кстати, в прошлом туре по указанию ФИФА был проведен день «честной игры». Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы в России действительно стали играть только по-честному? И верите ли вы, что это вообще возможно?

- Я вам честно скажу: не знаю. Я не вижу путей к этому. Может быть, в будущем, на другой планете…

- Понятно, что команды вроде «Шинника» или «Томи» могут рассчитывать отобрать очки у «Зенита» только в том случае, если встанут все вместе в обороне. Но вправе ли мы их за это осуждать?

- Нет. Мы сами виноваты, потому что просто обязаны у таких команд выигрывать. Что бы ни говорили и ни писали, мы не играем в центре поля по одной и той же схеме. Вот и с «Шинником» я хотел усилить фланги, выпустив Спивака и Ширла, чтобы они совершали острые прострелы. Я знал, что навешивать мяч к воротам бесполезно – у ярославской команды слишком высокий голкипер. Но прострелы у нас получались нечасто, а когда получались, их некому было замкнуть – нет у нас такого форварда, который бы это умел делать. Так должен играть Пошкус, и он умеет, но он приболел.

Наш недостаток еще и в том, что мы стали редко использовать стандартные положения. С уходом Мартина Горака практически некому стало реализовывать подачи в штрафную. Мареша уже все наши соперники изучили, а других таких прыгучих игроков у нас нет.

- А вы видите возможность возвращения Горака в «Зенит»? Следите ли за его игрой в «Ростове»?

- Слежу, но наша команда должна двигаться только вперед. Назад нам возвращаться нет смысла. Кстати, слабая реализация стандартов – это не страшно. В конце концов, мы немало забиваем с игры и лидируем по результативности. Это вот «Томь», например, умеет хорошо забивать со штрафных, потому что им не хватает созидательного начала в атаке. А мы… ну да, забили всего восемь или девять стандартов – а в общей сложности сорок, и это все равно больше всех. У нас команда очень играющая, очень умная.

- Но резерв для роста результативности вы все-таки видите?

- Конечно. И у того же Кержакова отличный удар. Когда в Афинах назначили опасный штрафной, я кричал, чтобы бил именно Сашка, но Спивак его отодвинул. Я этого не понял. Хотя обычно я им говорю, чтобы они сами решали такие моменты на поле. Если возникает такая ситуация, лучше сильно бить по воротам, а то в предыдущей игре Спивак и Радимов били в «стенку». Если бы Кержаков пробил сильно, как он умеет, вполне мог забить, и после игры мы все были бы совсем в другом настроении.

Максим Березницкий