«После меня все пойдет в Эрмитаж»

«После меня все пойдет в Эрмитаж»

13 октября исполнится 100 лет со дня рождения ленинградского актера и коллекционера Григория Диомидовича Душина (1905 — 1990).

13 октября исполнится 100 лет со дня рождения ленинградского актера и коллекционера Григория Диомидовича Душина (1905 — 1990). 15 лет тому назад по его завещанию в отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа поступила коллекция старинных портретов, гравюр, миниатюр, литографий, акварелей, предметов мебели, фарфора, старинных документов, иконы — всего 295 предметов искусства.

Обычно коллекционеры дарят свои художественные собрания городу, где они родились, где прошло их детство и юность. У Григория Диомидовича все сложилось иначе. Он родился в древнерусском городе Новгород-Северский на Украине в небогатой дворянской семье. Юношей стал выступать на сцене. В начале 1930-х переехал в Москву, где был принят в труппу театра имени М. Н. Ермоловой. Во время театральных гастролей впервые попал в Ленинград и влюбился в город. «Все в Ленинграде, — вспоминал он, — казалось мне прекрасным, сохранившим свою историческую и художественную ценность. Огромное наслаждение доставляли поездки в Пушкин, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум. Летний сад и дворец Петра I, Русский музей и Эрмитаж, Петропавловская крепость, мемориальные кладбища, монументы, храмы, дворцы и мосты с кружевными решетками, парки — все это я впитал в себя и полюбил на всю жизнь».

\

Григорий Диомидович решил, что может жить только здесь, и поступил в труппу Совхозно-Колхозного театра под руководством известного режиссера П. П. Гайдебурова. Театр помещался на улице Рубинштейна, летом гастролировал по Ленинградской области, чтобы нести драматическое искусство в массы, как говорили тогда.

\

Страсть к коллекционированию портретов зародилась у Григория Диомидовича еще в Москве. В начале 1930-х гг. меняли паспорта. Нежелательные для властей «элементы» (дворяне, чиновники, бывшие офицеры) паспорта не получили и в 24 часа покидали столицу, бросая нажитое добро. Комиссионные магазины были набиты старинными портретами, картинами, мебелью, фарфором. В одном из магазинов были куплены два парных овальных портрета XVIII века — первые в коллекции. «С тех пор, — говорил Душин, — яд собирательства стал потоком вливаться в мою душу». Составление коллекции старых портретов продолжалось и в Ленинграде.

\

23 июня 1941 года Григорий Диомидович был мобилизован. Прошел всю войну. В 1945-м вернулся в любимый город и поселился у знакомых в пустой комнате громадной коммунальной квартиры в доме № 38 по улице Чайковского. В этой квартире до революции жил Петр Петрович Вейнер, редактор и издатель журнала «Старые годы», автор исследований по искусству, коллекционер русской и западноевропейской живописи. А когда в 1948 году Григорий Диомидович женился на соседке по квартире сотруднице отдела нумизматики Эрмитажа Любови Калининой, он переехал в комнату жены. До революции она была кабинетом Вейнера, где бывали Александр Бенуа, барон Николай Врангель, Сергей Маковский, знаменитые петербургские коллекционеры Семенов-Тян-Шанский и Щавинский...

\

На стенах, где ранее висели картины собрания П. П. Вейнера, Григорий Диомидович развесил портреты своего собрания. Он был радушным и гостеприимным человеком. За обеденным столом под бумажным абажуром собирались и вели неторопливый разговор об искусстве московские и ленинградские искусствоведы, коллекционеры и просто любители старины. Со стен на них взирали российские императоры: Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I. Весь периметр большой комнаты был облицован дубовыми панелями, на которых уютно расположились акварельные портреты и миниатюры, в том числе запечатлевшие прославленных исторических деятелей.

\

Ленинградцы впервые смогли ознакомиться с некоторыми предметами из собрания Душина в 1969 году на чрезвычайно симпатичной выставке «Материалы Пушкинской эпохи в собраниях ленинградских коллекционеров», развернутой в нескольких мемориальных комнатах Всесоюзного музея А. С. Пушкина (Мойка, 12). В 1987 году Душин участвовал в грандиозной выставке ленинградских коллекционеров в Центральном выставочном зале (бывший Конногвардейский манеж). Временно опустела комната на улице Чайковского. Зато на выставке посетители любовались работами известных русских художников И. Н. Никитина, А. Г. Варнека, К. Е. Маковского, а также работавших в России иностранных мастеров И.-Б. Лампи-младшего, Дж.-Б. Дамона Ортолани, Рудольфа Губера, К. Г. Швейкарта.

\

За несколько лет до кончины Григорий Диомидович решил завещать свое собрание Эрмитажу, причем предупредил дирекцию: «Берите то, что надо для пополнения фондов, что может пригодиться в выставочной работе музея». Целую неделю научные сотрудники отдела истории русской культуры Эрмитажа ходили к нему как на работу, отбирая и описывая художественные произведения.

\

Несмотря на более чем скромную пенсию, Душин ничего не продавал, говоря: «После меня все пойдет в Эрмитаж».

\

25 февраля 1990 года его не стало. Художественные предметы, завещанные музею, перевезли в Эрмитаж. В конце года по истечении шести месяцев Эрмитаж юридически стал собственником коллекции.

\

Собрание Г. Д. Душина стало предметом изучения и реставрации. В 2002 году в шести залах Меншиковского дворца — филиала Эрмитажа открылась выставка дара «Коллекция Григория Диомидовича Душина». К открытию выставки был издан прекрасно оформленный научный каталог. Мечта Григория Диомидовича Душина, что художественные предметы его коллекции, завещанные Эрмитажу, будут включены в каталоги всемирно известного музея и будут участвовать в эрмитажных выставках, осуществилась. А самый ценный экспонат из его коллекции — «Портрет царевны Натальи Алексеевны, дочери царевича Алексея Петровича, внучки императора Петра I» работы знаменитого художника петровского времени Ивана Никитича Никитина — включен в постоянную экспозицию искусства первой половины XVIII века.