По Петроградской стороне

По Петроградской стороне

Тот, кто давно не был в этом районе города, пожалуй, не узнает некоторые улицы — настолько преобразились они за последние годы.

Тот, кто давно не был в этом районе города, пожалуй, не узнает некоторые улицы — настолько преобразились они за последние годы. К лучшему или к худшему? Дать однозначный ответ на этот банальный вопрос непросто.

Историки знают, как новостройки начала XX века, вызывавшие негодование горожан, сегодня находятся под государственной охраной и на каждую из них приходится по дюжине восторженных исследователей. Я подумал об этом, оказавшись после долгого перерыва на Бармалеевой улице у дома № 2, хотя и нового, но уже достойного взятия под охрану. Трудно не залюбоваться его элегантными, в духе этого района и тем не менее вполне современными фасадами, отлично задуманными и исполненными деталями. Не известный мне, к сожалению, автор хорошо понял атмосферу района, характер окружающей застройки, но не стал ни подражателем, ни стилизатором, ни тем более модным авангардистом. Здесь есть на что посмотреть и чему поучиться. Можно много говорить об отдельных элементах, цвете, фактуре и т. д., но главное — дом внес свежую ноту в среду, обогатил пространство.

\

Рядом — одна из красивейших улиц города — Большой проспект, на котором появились новые акценты. Так, здание гимназии, где учился А. Блок (дом № 37), после реконструкции сохранит внешний облик, а на втором плане высится строящийся многоэтажный отель довольно нейтрального вида — подобные сочетания разных объемов вполне допустимы. Зато при взгляде на громаду, возводимую на углу Большого проспекта и Лахтинской улицы, хочется вспомнить уже не раз употребляемое нами слово «монстр». Другого слова и не подобрать. На углу Большого проспекта и улицы Шамшева (где раньше было кафе) строится дом, увенчанный пирамидой, с весьма невыразительным силуэтом и жесткими формами. Дом на углу Малого проспекта и улицы Шамшева, 14, — образец модного ныне неомодерна начала XXI века с явным непониманием петербургско-ленинградской культуры, с грубыми деталями.

\

В архитектуру приходит дилетантизм. Глядя на некоторые новостройки, невольно задумываешься: архитектор ли их созидал? Совершенно чуждый городу и району дом № 21 «украсил» Ораниенбаумскую улицу, нахально встав рядом с постройкой начала ХХ века выдающегося мастера модерна И. А. Претро. Это едва ли не худшее здание Петроградской стороны последних лет. Кто согласовал проект? Как могло появиться это нагромождение примитивных форм, этот нелепый брандмауэр и пр.?!

\

Небольшая экскурсия завершилась у станции метро «Чкаловская», за которой возвышается строящийся крупный жилой комплекс с офисами. Он уже сегодня вызывает разные суждения. Здание видно с Ропшинской и Колпинской улиц. Возможно, это будет неплохое сооружение. Поживем — увидим.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА