У нас нашли свою нефть

У нас нашли свою нефть

Как уже сообщалось, «Сибнефть» собирается переезжать в Санкт-Петербург. Правда, речь идет не о нефтяных вышках и хрестоматийных веселых и чумазых нефтяниках, а лишь о смене «прописки» и, соответственно, места уплаты регионального налога.

Как уже сообщалось, «Сибнефть» собирается переезжать в Санкт-Петербург. Правда, речь идет не о нефтяных вышках и хрестоматийных веселых и чумазых нефтяниках, а лишь о смене «прописки» и, соответственно, места уплаты регионального налога.

Собственно говоря, переговоры о переезде «Сибнефти» городская администрация вела довольно долго. И до сих пор все заявления о том, что в 2006 году налоги «Сибнефти» пойдут в петербургский бюджет, делаются с оговорками «может быть» и «по всей вероятности». Кроме того, многие связывают передислокацию «Сибнефти» с новым назначением: компанию возглавил заместитель председателя правления «Газпрома» (собственника «Сибнефти») Александр Рязанов.

\

Так или иначе, речь идет о 14 млрд рублей в год. Это при том что вся доходная часть бюджета Петербурга (в 2005 году) составляет 112,2 млрд. Руководство Омской области, откуда съезжает столь выгодный «жилец», бьет тревогу, но Минфин РФ обещает сибирякам компенсировать выпадающие доходы. Кстати, сразу встает вопрос: зачем вообще было городить огород с переездом — не проще ли было перевести эти 14 млрд рублей из Москвы напрямую в Питер. Тем более что эти средства можно было бы взять хоть из федеральных налогов, которые выплачивают петербургские предприятия.

\

Бюджет нашего города всегда был дифференцирован в отличие, к примеру, от бюджета Череповца, львиную долю которого составляют отчисления «Северстали», или Киришей, полностью зависящих от «Киришинефтеоргсинтеза». Это и понятно: Петербург — мегаполис, у нас много предприятий, развитая и разнообразная промышленность. Если взглянуть на победителей конкурса «Лучшие налогоплательщики Санкт-Петербурга», проведенного городской администрацией по итогам прошлого года, среди них можно увидеть и все наши крупные пивоваренные комбинаты — от «Вены» до «Пивоварни Хейнекен», табачную промышленность — «Петро» и «Бритиш Американ Тобакко-СПб», телекоммуникации — от «ПетерСтар» до «Мегафона», предприятия машиностроения и судостроения, банки, ГУП «ТЭК» и «Ленэнерго», «Пулково» и метрополитен и даже «нефтянку», представленную крупными сетями АЗС.

\

Правда, при этом вклад каждой отдельной компании был относительно невелик (относительно «Сибнефти»), но зато при этом доходы городского бюджета в целом выросли на 30 млрд рублей. Таким образом Петербург был защищен в случае потери какого-то одного налогоплательщика (например, при его уходе в Москву): его доля в бюджете была относительно невелика на фоне эффективно работающей городской экономики. Теперь такой «одиночка» в городе появляется. А поскольку приход «Сибнефти» многие наблюдатели связывают с некими «федеральными милостями», существует опасность его потери в любой момент — например, при необходимости «подкормить» какой-нибудь другой субъект Федерации. Раз уж такой способ пополнения региональных бюджетов с успехом начали осваивать.