Мы теряем деревянный Петербург

Мы теряем деревянный Петербург

Более трёхсот лет назад практически весь Петербург был деревянным. А сегодня старинные особняки требуют срочного спасения.

Более трёхсот лет назад практически весь Петербург был деревянным. А сегодня старинные особняки требуют срочного спасения. Их осталось не так много, около трёх десятков, но каждый из них - это ценность. Репортаж Александры Толубеевой:

Среди каменных громад Большой Пушкарской этот деревянный домик смотрится инородным телом. Не дворянский особняк, здесь не жили знаменитости. Обычный дом с мезонином, построен во второй четверти 19 века. Сохранился – чудом. Дом принадлежал картонной фабрике Отто Кирхнен, теперь помещения занимает администрация «Светоча». Объекту культурного наследия на Пушкарской повезло, арендаторы оказались добросовестными. Всего же на берегах Невы сохранилось, Дай Бог, три десятка подобных домов - деревянный Петербург уходит в Лету.

Каменные ступени бывшей дачи Громова на улице Академика Павлова поросли мхом. Здание выглядит запущенным. Этот деревянный дом - яркий пример ранней эклектики с использованием классических мотивов. Вероятно, фирмам которых расположились внутри это не очень интересно. Городу содержание всех памятников не потянуть. Их сдают в аренду, и сохранность лежит на совести арендаторов.

Ольга Таратынова, первый заместитель председателя КГИОП: Можно сказать, что 90% зданий имеют хозяев, успешно идет реконструкция, многие объекты сданы. Вы можете сами видеть – дача петровых, минестерский дом. Они воссозданы по чертежам.

Деревянный театр на Каменном острове - пример удачной эксплуатации. Зданию почти два века. Это самый большой деревянный театр в Европе. За все время его трижды хотели снести. Нынешнее хорошее состояние - заслуга руководители школы бальных танцев Александра Поважного. Деревянные постройки Каменного острова в большинстве своем федеральные памятники. Правда, вспомнили о них очень поздно, пришлось все воссоздавать с нуля.

Ольга Таратынова, первый заместитель председателя КГИОП: Есть такая вещь как белый гриб, в мире никто не знает, как с ним бороться. Если он обнаружен на участке дерева, дом приговорен.

Деревянная дача принца Оренбургского обнесена забором. На территорию нас не пустили. Этот случай типичен. Чтобы сделать эти памятники туристическим объектом, пока речи не идет. Инвестору это не выгодно. Между тем скрывать архитектурные сокровища тоже неправильно.

Михаил Мильчик, член федерального совета по сохранению культурного наследия: Это одна из замечательных построек каменного острова, яркий пример ампира, их всего по пальцам перечесть, эта исключительная.

Гнилой климат места, имперские замашки города и недолговечность самого материала превращают деревянный Петербург в фантом. По сути, исторических построек уже и не найдешь. Для сохранения их надо помесить в подобие саркофага, каменный футляр. Как это сделано с первой деревянной постройкой Петербурга – домиком Петра I.