Мартин Шкртэл: Петржеле я не подражаю

Мартин Шкртэл: Петржеле я не подражаю

У 20-летнего защитника Мартина Шкртэла последний год - считая с лета 2004-го - выдался весьма бурным. Молодой человек решился на переезд из маленького словацкого городка Тренчин в огромный Петербург.

У 20-летнего защитника Мартина Шкртэла последний год - считая с лета 2004-го - выдался весьма бурным. Молодой человек решился на переезд из маленького словацкого городка Тренчин в огромный Петербург. Стал игроком основного состава "Зенита". Дебютировал в национальной сборной Словакии. А совсем недавно вместе, с Камилом Чонтофальски "похоронил" надежды сборной России на поездку в Германию. Кто он, улыбчивый парень, так серьезно насоливший большой стране?

"Младший брат" Камила Чонтофальски

- Говорят, в детстве вы едва не стали хоккеистом?

- Не совсем. Просто в спортивном классе в Тренчине футболисты и хоккеисты учились вместе. И среди них у меня по-прежнему много друзей. Да и сам я зимой не прочь погонять шайбу. Чуть-чуть, чтобы не получить травму. В футбол же меня привел отец - профессиональный детский тренер.

- Как вы прошлым летом оказались в "Зените"?

- Мне позвонили Властимил Петржела и менеджер Александр Бокий. Предложили приехать в Петербург, посмотреть город, пройти медицинское обследование и, если все будет в порядке, заключить контракт.

- Игрока довольно скромного "Тренчина" не удивило столь лестное предложение?

- Такое чувство было. Но я уже и сам хотел уйти из моего прежнего клуба. Просто не знал куда. А тут звонок из Петербурга! Я вызов, конечно, принял, о чем сейчас нисколько не жалею!

- Уезжать из дома не боялись? Ведь в Тренчине живет 70 000, а в Петербурге - почти 5 млн. Чужая страна, другой язык...

- Чувство легкого страха, если честно, тоже было. Причем не только у меня, но и у мамы. "Что ж ты там в России будешь без нас делать?" - говорила она перед моим отъездом. Сейчас ее слова вспоминаю с улыбкой, потому что никаких проблем в России у меня нет.

- И год назад тоже не было?

- Мне очень повезло, что в "Зените" уже играли чешские ребята. И главное - мой соотечественник словак Камил Чонтофальски. Он сразу взял меня под свое крыло. Почти как старший брат. Причем в первую очередь успокоил, сказав, что здесь все хорошо. Потом показал город, познакомил с командой...

- Первые впечатления от России помните?

- Помню, что как только я оказался в "Зените", мы сразу же полетели на кубковую игру в Омск. Причем в воздухе находились три часа! Для меня это был легкий шок! Равно как и сам сибирский город. Но потом я понял, что в России совершенно другие расстояния, нежели в Словакии, и теперь отношусь к перелетам абсолютно нормально.

Клиент "гаишников"

- Вы в России уже больше года. Что совпало с вашими представлениями о нашей стране, а что - нет?

- Я рассчитывал, что в России очень тяжелый и в то же время сильный чемпионат. Так оно и получилось. А вот работа российских судей на некоторых матчах удивила. В Чехии и Словакии такое тоже бывает, просто не думал, что встречусь с этим и здесь. По большому счету - всё. К остальным ситуациям был готов или просто говорил себе - ты в другой стране и с местными порядками надо считаться.

- Что это, если не секрет, за ситуации?

- Чисто жизненные - в магазине, на улице, на дорогах. Кстати, когда ехал в Петербург, по-русски не знал ни слова (интервью Шкртэл дает на очень неплохом русском. - Прим. К. С.). Теперь, как видите, продвинулся.

- Наверное, занимались с преподавателем?

- Нет, старался до всего дойти сам. Ходил с ребятами в город, слушал внимательно все, о чем говорили на тренировках. Потом потихоньку начал читать русские книги, газеты. Так все само собой и вышло.

- Партнеры по команде помогали?

- Больше всех, опять же, Камил Чонтофальски. И на тренировках, и в жизни, и с языком. А еще - Лукаш Гартиг. Первое время я даже жил у него на квартире. Хотя и другие чешские ребята готовы были прийти на помощь в любую минуту.

- На чем сейчас по Петербургу передвигаетесь?

- На служебном "форде".

- И как вам питерские дороги?

- Машин очень много... А пробки - это кошмар. Поначалу никак не мог привыкнуть к тому, что до базы из центра можно ехать 40-45 минут.

- С гаишниками проблем не возникает?

- Останавливают постоянно. За что? Один раз за скорость, другой раз - за неправильный поворот. Бывали и нарушения, о которых лучше промолчать. Но в последнее время стало проще. Многие милиционеры уже узнают во мне игрока "Зенита".

- И отпускают?

- Нет, делают скидку, когда берут штраф (улыбается).

Хозяин йоркширского терьера

- А правда, что вы с Камилом Чонтофальски даже в теннис в паре играете?

- Да, в Питере частенько выбираемся вместе с чешскими ребятами на корты. Но мы с Камилом их все время обыгрываем! Хоть Яна Флахбарта с Павлом Марешом, хоть Флахбарта с Радеком Ширлом.

- Как у вас дела на личном фронте?

- У меня есть девушка - Никола. Познакомились мы в Словакии, в тренажерном зале, где она занималась аэробикой. Обменялись телефонами, после чего я стал часто слать ей SMS-ки. А потом вместе поехали в Россию. И даже завели йоркширского терьера. Не потому, что такие есть у Петржелы. Петр-желе я не подражаю. Просто пес небольшой, и его удобно возить в самолетах.

- Жениться не собираетесь?

- Что вы, рано еще!

- Чем занимаетесь в свободное время?

- Люблю читать, причем предпочитаю словацкую литературу. И общаться при помощи SMS-ок со своими друзьями на родине. На это уходит уйма времени!

ДОСЬЕ СПб КУРЬЕР

Мартин ШКРТЭЛ
Родился 15 декабря 1984 года в Хандлове (Словакия)
Рост 191 см, вес 81 кг
Амплуа: центральный защитник
Карьера: "Превидза", "Тренчин" (Словакия). С лета 2004 гола - в "Зените" (Санкт-Петербург). Провел 38 матчей, забил 1 гол.
Чемпион Словакии среди юношей 2001 года. За национальную сборную Словакии провел два матча.