По скользкому льду

По скользкому льду

почему СКА то выигрывает, то проигрывает Уследить за питерским СКА в этом году сложно. Поскольку положение дел в команде и, соответственно, ее положение в турнирной таблице меняются с калейдоскопической быстротой.

почему СКА то выигрывает, то проигрывает

Уследить за питерским СКА в этом году сложно. Поскольку положение дел в команде и, соответственно, ее положение в турнирной таблице меняются с калейдоскопической быстротой. Недавний аутсайдер вдруг оказывается среди лидеров чемпионата, затем ходит в твердых середняках.

Непредсказуемость результатов нынешнего сезона, в принципе, заложена извне --окончание локаута в североамериканской НХЛ и возвращение звезд за океан уравняло силы команд российской суперлиги. Пусть не все сравнялись, но прошлогодней разницы между хоккейными "олигархами" вроде "Ак Барса или "Магнитки", "средним классом" (СКА) и "беднотой" вроде пермского "Молота-Прикамья" уже нет и в помине. Соответственно, и никакие результаты особенно удивлять болельщиков не должны -- во встречах примерно равных по классу команд может случиться всякое. Но в случае со СКА кривая результатов уж больно крута на виражах -- то два подряд домашних поражения от дебютантов суперлиги (подмосковного "Витязя" и ХК МВД из Твери), закончившихся падением на предпоследнюю строчку таблицы, то серия из четырех побед подряд над более серьезными соперниками.

Николай Соловьев к этим американским горкам в исполнении своей команды относится философски. "По большому счету восьмое место по итогам первого круга -- это неплохо. При этом мы, считаю, недобрали примерно пять "своих" очков, а так уже могли бы быть в числе лидеров", -- прокомментировал он "Городу" итоги первого промежуточного финиша. Но когда речь зашла о качестве игры СКА, главный тренер вынужден был согласиться, что с этим у армейцев дела пока обстоят хуже, чем с очками: "Пожалуй, только в одной игре нынешнего сезона -- против "Ак Барса" -- команда сыграла по-настоящему хорошо. Это, конечно, не может устроить ни тренеров, ни болельщиков. Поэтому в открывающееся в начале ноября дозаявочное окно мы планируем укрепить состав несколькими хоккеистами". Называть конкретные фамилии потенциальных новичков СКА он не стал, но отметил, что уже принято решение расстаться с четырьмя форвардами -- Курочкиным, Гольцем, Овчинниковым и Огородниковым. Последние трое в нынешнем сезоне явно не блистали. А Курочкин, который приехал вместе с главным тренером из Новокузнецка, где в местном "Металлурге" играл в первой тройке нападения, так и не смог проявить себя в Петербурге из-за травмы спины. "Это повреждение было получено им еще до перехода в СКА, и мы с самого начала договаривались, что просто попробуем -- получится у него справиться с ситуацией или нет. Не получилось, и в результате нам пришлось расстаться", -- пояснил кадровое решение Соловьев.

Без особого риска ошибиться можно предположить, что селекционные взоры руководства СКА, как и подавляющего большинства других команд суперлиги, направлены в сторону тольяттинской "Лады", пережившей в октябре хоккейный вариант "дефолта". Руководители АвтоВАЗа громко объявили о сокращении бюджета клуба -- серебряного призера прошлого чемпионата России -- до $5 млн (то есть, по разным оценкам, в пять-шесть раз). По сути дела это означает, что "Лада" из категории хоккейных "олигархов" перешла в категорию суперлиговской "бедноты" и может быть вычеркнута из списка претендентов на медали. (Кстати, в этом году финансовое бедствие потерпел и футбольный клуб из той же Самарской области -- "Крылья Советов". Получается тенденция.)

Самым лакомым куском в "Ладе" выглядит нападающий сборной России Александр Семин. Причем, учитывая то, что формальной причиной его неприезда в тренировочный лагерь энхаэловского клуба "Вашингтон Кэпиталз" были проблемы со службой в армии, стали поговаривать, что наиболее приемлемыми вариантами перехода для Семина будут армейские клубы -- ЦСКА или СКА. Правда, возможности приезда в Питер Семина Николай Соловьев "Городу" не подтвердил, заметив лишь, что некоторые игроки "Лады" действительно входят в сферу интересов СКА в нынешний период дозаявок.

Так что первая двухнедельная пауза в чемпионате России, начинающаяся на этой неделе, обещает быть довольно богатой на события. К тому же три хоккеиста СКА вызваны в сборную России для участия в финском этапе Еврохоккейтура. А вратарь Максим Соколов к тому же попал еще и в "список 78" -- заявочный лист, отправленный Федерацией хоккея России в оргкомитет предстоящей Олимпиады в Турине. Именно из представителей этого списка в феврале будет сформирована олимпийская сборная России. Правда, попадание в число 78 еще ни о чем не говорит, так как в Играх примут участие всего 25 человек. Но игрок, не заявленный в расширенный состав, попасть на Олимпиаду уже не сможет. Другими словами, из хоккеистов СКА шансы сыграть в Турине сохранились только у Соколова.

Виктор Александров: нас называли Робин Гудами

20-летний нападающий питерского СКА Виктор Александров, как и многие его нынешние партнеры, в это межсезонье перебрался в Петербург из Новокузнецка. А известен он в российском хоккее не только благодаря удачной игре в составе "Металлурга", но и как сын Бориса Александрова, одного из самых результативных форвардов советского хоккея, рано, к сожалению, ушедшего из жизни.

-- Почему вы стали хоккеистом, спрашивать бессмысленно...

-- У меня даже и шансов не было. Мама рассказывает, я, едва начав ходить, сразу начал бегать с клюшкой по квартире. С маленьких лет рос в раздевалке вместе с отцом... Хотя был момент в жизни, когда меня пытались направить по другому пути. Я еще учился в школе и играл в хоккей в детской команде ЦСКА. А еще -- за сборную школы по футболу. Получалось неплохо, и однажды меня пригласили в молодежный состав мини-футбольной команды "Дина". Но мой тренер сразу пресек все попытки своих футбольных коллег: "Тут у вас шансов нет. У него другая жизнь -- хоккейная..."

-- Но футболом интересуетесь?

-- Как зритель. Но не могу сказать, что болею за "Зенит". В российском футболе у меня вообще нет особых симпатий. Приятно, конечно, что у нас в городе есть такая хорошая команда, но больше я все-таки люблю смотреть матчи зарубежных чемпионатов. Испанского, например.

-- Но на "Петровский"-то сходили хоть раз?

-- Я на футболе -- так, чтобы именно на стадионе, -- вообще не был ни разу. Просто как-то не получалось. Во-первых, меня никто никогда и не приглашал. А идти просто так и сидеть там рядом с фанатами мне не очень хочется -- там, по-моему, спокойно футбол не посмотришь. Хотя, конечно, выбраться как-нибудь на "Зенит", стоит.

-- А более глобальная мечта у вас есть?

-- Когда-то мечтал об НХЛ. Сейчас стал постарше и стараюсь жить сегодняшним днем. Конкретно в данный момент хочу закрепиться в СКА, стать лидером команды. Когда добьюсь этой цели -- можно будет ставить какие-то другие. А загадывать слишком уж далеко вперед -- это в нашей жизни, наверное, бессмысленно.

-- Начало нынешнего чемпионата России у СКА получилось катастрофическим. Этому есть какое-то объяснение?

-- Объяснения все довольно очевидны -- собрался новый коллектив, у команды новые тренеры, все по большому счету только притираются друг к другу. Но можно отметить еще и такой факт. Еще когда мы с Николаем Соловьевым работали в Новокузнецке -- старт чемпионата у команды тоже не очень получался. Уже ближе к середине сезона набирали форму, окончательно определялись со звеньями и набирали свои очки.

-- Психологический прессинг из-за той серии неудач ощущали?

-- Безусловно. Особенно ребята, приехавшие из Новокузнецка. Мы же знали, что в городе пошли разговоры -- мол, зачем привозили игроков, если команда как раньше проигрывала, так и сейчас продолжает в том же духе. Мол, команда не бьется, у нее нет характера и так далее.

-- Задевало?

-- Конечно. Ребята-то у нас в составе -- уже поигравшие, многое повидали в хоккее. И когда вдруг начинают говорить, будто у команды нет характера, то как можно нормально это воспринимать?

-- После одного из поражений Николай Соловьев обмолвился, что, похоже, воздух в Питере оказался слишком свободным по сравнению с Новокузнецком. То есть игроки увидели соблазны большого города. Есть в этом доля правды?

-- Мне трудно с этим согласиться. Уж если считать, то собственно уроженцев Новокузнецка среди приехавших в СКА всего двое. Например, я провел детство и учился хоккею в Москве -- тоже ведь большой город, согласитесь. И я не думаю, что на меня теперь как-то может повлиять атмосфера мегаполиса. Да, конечно, есть такой эффект, что в маленьком городе ты живешь только хоккеем. В Новокузнецке от дома, где жила большая часть команды, до дворца спорта было ровно пять минут ходьбы. И до городской окраины примерно столько же. В Питере, конечно, суета чуть захлестывает. Но вряд ли в этом стоит искать причину спортивных результатов.

-- Зато в Новокузнецке вас наверняка узнавали на улицах.

-- Там город живет хоккеем, кроме него в Новокузнецке вообще немного развлечений. И там, конечно, когда я ходил в магазин, то маленькие дети, бывало, показывали пальцами родителям: "Папа, папа, смотри -- Александров! В Питере подобное вряд ли можно себе представить. Наверное, причина в том, что у СКА давно не было достойных результатов. Здесь город живет футболом, как Новокузнецк хоккеем. Что ж, наше дело -- постараться сделать так, чтобы и нас тоже узнавали в лицо.

-- Говорят, что после домашнего поражения от аутсайдера "Витязя" игроки СКА попросили у руководства клуба три матча на исправление своего турнирного положения. Было такое?

-- Не совсем. Так сказали не мы, а нам. Что, мол, у нас есть три матча, чтобы вернуть все на круги своя. Вроде бы можно считать, что этим шансом мы воспользовались.

-- В этом сезоне СКА почему-то очень плохо играет с более слабыми соперниками, а свои лучшие матчи поводит против фаворитов. Это почему?

-- Не знаю, почему так происходит, но все, что было у нас в Новокузнецке, мы как будто привезли сюда с собой. Нас там в местной прессе называли Робин Гудами -- в том смысле, что мы забираем очки у сильных и богатых и раздаем их бедным. То же самое и здесь. Может быть, дело в каком-то настрое, хотя сами по себе внутри команды мы этого совершенно не ощущаем.