Благотворительница из Казани

Благотворительница
из Казани

Летом нынешнего года Казань праздновала свое тысячелетие. Петербург отметил юбилей представительной выставкой «Светозарная Казань», развернутой в залах Центрального выставочного зала «Манеж» (бывший Конногвардейский манеж).

Летом нынешнего года Казань праздновала свое тысячелетие. Петербург отметил юбилей представительной выставкой «Светозарная Казань», развернутой в залах Центрального выставочного зала «Манеж» (бывший Конногвардейский манеж).

Помимо питерских музеев, архивов, библиотек в экспозиции участвовали казанские хранилища. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан выставил живописные портреты известных казанцев первой половины XIX века. Среди них внимание привлекла историческая картина казанского художника А. Петровского, названная в каталоге портретом помещицы А. Н. Родионовой.

\

Однако название не раскрывает сути той сцены, которая запечатлена художником. Ведь рядом с помещицей, оставившей значительный след в истории просвещения Казани XIX века, изображен другой замечательный казанец — губернский прокурор Гавриил Ильич Солнцев (1786 — 1866). Любопытно, что на этой же выставке экспонировался его портрет, выполненный в 1838 году З. И. Ивановым, из собрания Русского музея с надписью на обороте холста: «Гавриил Солнцев, обоих прав Доктор, бывший публичный ординарный профессор и ректор Императорского университета, ныне Казанский губернский прокурор, статский советник, многих орденов кавалер...».

\

Двадцать лет Г. И. Солнцев трудился в должности казанского губернского прокурора, приобрел большую популярность доскональным знанием законов и неподкупной честностью. Император Николай I во время пребывания в Казани в 1836 году сказал Гавриилу Ильичу: «У меня в России два солнца — одно на небе, другое — ты».

\

Что же касается Анны Николаевны Родионовой, то она была, по мнению ее биографа, «одной из замечательных рус-ских женщин». Анна рано осиротела, в 18 лет опекун выдал ее замуж за пожилого вдовца. Через несколько лет после замужества во время нашествия войск Пугачева Родионова осталась вдовой с тремя малыми детьми на руках. Замуж больше не вышла и проявила невиданные для женщины XVIII века предпринимательские черты характера. Под залог своего имущества брала в аренду мельницы, сенокосы, рыбные ловли, лично вела все дела. Убыточные предприятия стали приносить хорошие доходы, сделавшие ее через два десятка лет самой богатой помещицей Казанской губернии.

\

Любопытно, что при всем этом Анна Николаевна была неграмотна и на документах, написанных приказчиками, ставила только подпись: «Полковница Анна Родионова».

\

В начале 1820-х ей перевалило за 70 лет, и, как она говорила: «Моя смерть не за горами, а за плечами». Следовало распорядиться нажитым добром.

\

1 декабря 1823 года она обратилась к вдовствующей императрице Марии Федоровне, под начальством которой находились все женские учебные заведения, с письмом, в котором выражала намерение пожертвовать свой дом в Казани, деньги и ценные бумаги на устройство в Казани «института для бедных благородных девиц по примеру в Петербурге и в Москве учрежденных».

\

Мария Федоровна в ответном письме от 24 декабря выразила одобрение как свое, так и «любезнейшего моего сына» императора Александра I. С этого времени деятельное участие в оформлении завещания и вступлении его в силу принял губернский прокурор Г. И. Солнцев.

\

3 января 1828 года Анна Николаевна Родионова скончалась. Ее внук, проигравший в карты полученное от бабушки наследство, подал в суд, оспаривая законность завещания. Десять лет длилась тяжба в судах Казани и в Сенате. Стараниями губернского прокурора необоснованные претензии внука были отклонены, и завещание вступило в законную силу.

\

В 1841 году в Казани на пожертвования А. Н. Родионовой торжественно открыли Институт благородных девиц, получивший названий «Родионовский». Немало девиц воспитывались в этом учебном заведении. В нем училась, в частности, родная сестра Л. Н. Толстого Мария Николаевна Толстая (1830 — 1912).

\

Так что картина А. Петровского запечатлела важное событие в культурной жизни Казани. Анна Николаевна Родионова пришла в губернское присутствие. Она сидит у стола в кресле, на подлокотник положила шаль и трость. Анна Николаевна держит в правой руке перо, она вот-вот подпишет свое завещание — может быть, самый главный документ в своей жизни. А губернский прокурор Гавриил Ильич Солнцев, понимая важность происходящего, стоя ждет подписания всех бумаг...