Капитан Саблин – герой или изменник родины?

Капитан Саблин – герой или изменник родины?

Ровно 30 лет на Балтийской флоте произошёл военный мятеж. Взбунтовались моряки «Сторожевого» - одного из флагманов Военно-морского флота страны.

Ровно 30 лет на Балтийской флоте произошёл военный мятеж. Взбунтовались моряки «Сторожевого» - одного из флагманов Военно-морского флота страны. После празднования очередной годовщины Великого октября замполит Валерий Саблин устранил капитана корабля, и, подчинив себе команду, взял курс на Ленинград. Что заставило выпускника военно-политической академии изменить присяге? Что думают об этом однокурсники и коллеги Валерия Саблина? Нашему специальному корреспонденту Валерию Феневу удалось разыскать офицера, стоявшего на дежурстве в ту ночь.

3 августа. Никольский собор. Священник служит панихиду. Со свечами несколько человек. Священник называет имя Валерий Саблин. Имя, двадцать лет находившееся под запретом власти, против которой он выступил.

Виктор Ремизов, однокурсник: Я знаю, у него была идея, поставить свой "Cторожевой" рядом с "Авророй". "Аврора", как символ социалистической революции, его "Сторожевой" – как символ капиталистической.

Виктор Ремизов последний раз видел однокурсника за два года до мятежа. Валерий Саблин заканчивал военно-политическую академию. Сходили на рыбалку, вспомнили, об учебе в морском училище имени Фрунзе и разъехались. Капитан третьего ранга стал замполитом на большом противолодочном корабле Сторожевой. В начале ноября 1975 года корабль выдвинулся к Риге. Там встал на рейд на реке Даугава. Впереди было празднование очередной годовщины Великого Октября.

Все последующие события назвали антибрежневским мятежом. В ночь на девятое ноября сторожевой вышел из строя и направился в сторону Рижского залива. На капитанском мостике оказался замполит Валерий Саблин. К тому времени, капитан Потульный и несколько офицеров были заперты в одном из отсеков. Остальная команда повиновалась Саблину. В радиоэфир замполит направил сообщение: идем в Ленинград, чтобы выступить с обращением к народу. О побеге уже знал и Леонид Брежнев. В небо подняли авиацию. Бомбардировка СУ- 24 помогла остановить "Сторожевой".

Всеволод Алексеев, в ночь с 8-9 ноября 1975 года оперативный дежурный Таллиннской базы ВМФ: Где-то около десяти утра нам стало ясно, что его остановили. Притом в той точке, где есть два пути - или в Стокгольм или в Ленинград.

Зона ответственности Всеволода Алексеева заканчивалась как раз в Ирбенском проливе. Сведения о том, что происходит у соседей, были отрывочными, на уровне слухов. Говорили, что кто-то поднял восстания. Имен не упоминали. На дело Валерия Саблины был наложен гриф секретно. Лишь американский «Голос свободы» сообщил: советский самолеты расстреляли свой же корабль.

Геннадий Конецкий, однокурсник: Я об этом узнал, только после того, как ко мне пришли люди из главка. Спрашивали про Саблина. Я все честно отвечал. И только тогда подумал, что-то неладное.

К тому времени многие однокурсники Валерия Саблина уже возглавляли целые подразделения. Михаил командовал ракетным полком. В Кремле опасались сети антисоветчиков в рядах флота. Но опасения не подтвердились. Валерий Саблин действовал в одиночку. Он, идейный коммунист, видел, что власть отступает от ленинских идеалов. Еще в училище он писал письма в КПСС. В 1975 году решился на отчаянный шаг.

Виктор Ремизов, однокурсник: Он написал письмо Хрущеву. О беспорядках в партии, о непорядочности, что вокруг коррупция. Ответа не было, но была выволочка.

Приговор привели в исполнение в марте 1976. В 1994 году Военная коллегия Верховного суда отказала в реабилитации Саблина. Правда, расстрельный приговор другой, предполагавший десять лет лишения свободы. Валерий Саблин перестал быть изменником родины, но остался офицером, изменившим присяге. Годом ранее в Никольском соборе отслужили первую панихиду по офицеру. Теперь каждый год 3 августа священник упоминает в молитвах замполита, верившего в победу коммунизма.