"Коммерсант СПб": Груз своей ответственности. Импортеры и экспортеры обзаводятся собственным транспортом.

"Коммерсант СПб": Груз своей ответственности. Импортеры и экспортеры обзаводятся собственным транспортом.

Крупные грузовладельцы активно обзаводятся собственным транспортом, пишет газета "Коммерсант". В прошлом году экспортеры из числа металлургических, пивоваренных и нефтяных компаний скупили 90% поступивших в продажу железнодорожных вагонов.

Крупные грузовладельцы активно обзаводятся собственным транспортом, пишет газета "Коммерсант". В прошлом году экспортеры из числа металлургических, пивоваренных и нефтяных компаний скупили 90% поступивших в продажу железнодорожных вагонов. С этого года экономить на фрахте решили импортеры фруктов, которые приступили к покупке торговых судов. Эксперты рынка уверены: собственный флот позволит импортерам рефрижераторных грузов снизить свои затраты на их доставку и повысить надежность поставок товаров в сетевые магазины.

По экспертным оценкам, петербургский рынок перевозок рефрижераторных грузов в 2004г. составил около 3,2 млн тонн и имеет тенденцию к росту на 10% в год в течение ближайших нескольких лет. При этом на долю петербургских импортеров фруктов приходится 40% всего российского оборота этих грузов, то есть примерно 1,2 млн тонн. Существенный объем импорта заставил торговые компании задуматься над сокращением своих издержек на транспорт. Например, в конце минувшей недели стало известно о том, что один из крупнейших российских импортеров фруктов - петербургская компания Sunway, приобрел два рефрижераторных судна, King и Queen, 1980 года постройки. Вместимость каждого из судов 534 тыс. куб. футов (160 тыс. куб. м). Сумма сделки составила около 10 млн долл. "Мы действительно подписали меморандум о приобретении двух рефсудов, сейчас завершается юридическое оформление сделки", - подтверждает Денис Прокофьев, директор по PR компании Sunway. На сегодняшний день собственными судами владеют и другие крупные российские импортеры фруктов. Так, компания JFC, по данным Ъ, является собственником шести судов, компания "Балтфрут" владеет пятью судами для перевозки фруктов из Европы, Южной Америки и Африки. А самый крупный среди импортеров фруктов судовладелец на сегодняшний день -- компания "Сорус", у которой более 10 судов. "Собственные суда помогают компании не зависеть от услуг перевозчиков и тарифов на аренду судна", - заявил Валерий Линецкий, президент ЗАО "Сорус".

Действительно, повышение тарифов на фрахт фруктового судна в "мертвый" сезон составляет всего 0,4 долл. за куб. фут, а в зимний период, с октября по май, ставка тарифов вырастает на 20-25%. Таким образом, только в зимний сезон импортеры, имеющие собственный торговый флот, экономят на фрахте одного судна до 300 тыс. долл. По словам руководства Sunway, за 2004г. зафрахтованные компанией суда совершили около 140 рейсов. "Если судно загружено работой и не простаивает на ремонте, то можно сэкономить только на фрахте до 1,5 млн долл. за сезон и окупить стоимость судна в течение пяти лет", - прогнозирует Вячеслав Першин, заместитель генерального директора компании "Балтфрут".

В целом за 2005г. российские компании купили 12 рефрижераторных судов, и, по прогнозу аналитиков, в дальнейшем импортеры будут наращивать парк собственного флота. "Сегодня в России работают 65 судов, из которых уже 40 находятся в собственности российских импортеров фруктов, а остальные 25 принадлежат экспортерам рыбы. В ближайшее время будут куплены еще суда, поскольку с 1 января 2006г. Евросоюз отменяет квоты на импорт бананов, в итоге импорт в страны ЕС возрастет и российские игроки тоже будут стремиться выйти на этот рынок, не менее перспективный, чем российский", - говорит экономист финансового отдела агентской компании Delta Shipping Lines Ирина Зинкина. По словам госпожи Зинкиной, собственники судов обладают конкурентным преимуществом, так как экономят на аренде перевозок и могут обеспечить регулярные поставки грузов, в том числе своевременную доставку грузов в магазины.

Похожая ситуация наблюдается не только на рынке морских перевозок. Например, в последние годы грузовладельцы буквально кинулись приобретать собственные вагоны. Тенденция объясняется просто: согласно недавнему признанию президента "Российских железных дорог" Владимира Якунина, из всего инвентарного парка грузовых вагонов компании, который составляет 625 тыс. единиц, срок службы превышен у 25% полувагонов, 20% цистерн, 7,5% платформ и 15% прочих вагонов. В целом количество изношенных сверх нормы вагонов за последние пять лет выросло вдвое. На этом фоне покупка грузовладельцами собственных вагонов выглядит закономерной. Своим парком уже обзавелись все крупные экспортеры: металлургические комбинаты "Евразхолдинг", "Северсталь", пивоваренная компания "Балтика", нефтяные компании ЮКОС, ЛУКОЙЛ, "Славнефть", производитель минеральных удобрений "Уралкалий". По данным Министерства экономического развития и торговли России, количество грузовладельцев, имеющих свой подвижной состав, уже превысило 2,5 тыс. компаний. При этом из всех проданных в 2004г. вагонов на долю частников пришлось около 90%.

"Наличие собственного транспортного подразделения позволяет осуществлять более оперативный контроль за транспортными потоками, мобильно вносить изменения в зависимости от ситуации и добиваться снижения издержек. Так, использование собственных вагонов позволило отказаться от большей части арендованных нами вагонов МПС, что существенно снизило транспортные расходы компании. Собственный парк компании составляет более 1,5 тыс. единиц, - сообщили Ъ сотрудники ОАО "Пивоваренная компания 'Балтика'". - В семи городах России построены ультрасовременные терминалы общей площадью 45 тыс. кв. м, инвестиции в их строительство составили 25 млн долл.". "Загрузка железнодорожного вагона лесоматериалами стоит 3-3,5 долл. за кубометр, - говорит аналитик Конфедерации ЛПК Северо-Запада Игорь Рывкин. - Доставка кубометра на 200-400 километров, например в Финляндию, оценивается в 5-7 долл. Если учесть, что лесопромышленные предприятия Северо-Запада выпускают в год приблизительно 38 млн куб. м и около 50% везут по железной дороге, их железнодорожные издержки можно оценить в 190 млн долл., что составляет около 16% оборота. Логично, что они желают сэкономить хотя бы часть этой суммы и покупают свои вагоны и погрузчики".